ISBN 978-5-906150-18-9 © Деменок С. Л., введение и послесловие, 2015 © Николаева Е. В., перевод, 2015 © ООО «Страта», 2015 Формула куль туры С борник статей Ф Р акта ЛЫ как С ку СС тв о Бенуа Мандельброт Майкл Барнсли, Луиза Барнсли Харалампос Сайтис Ральф Абрахам Любица М. <...> Розато Группа «Искусство и Сложность» Карлос Гинзбург Сюзан Конде Шарль Васало Кен Келлер Керри Митчелл Элис Келли Дэмиен М. <...> Джоунс Жанет Парк Скотт Дрэйвз, Ралф Абрахам, Пабло Виотти, Фредерик Дэйвид Абрахам, Джулиан Клинтон Спротт Елена Николаева в в Е Д Е Н и Е С амоподобие — универсальное свойство природы. <...> Но лишь сорок лет назад математик Бенуа Мандельброт продемонстрировал универсальность этих естественных структур и создал геометрию для их описания. <...> Тэйлора перебрасывается «мостик» от теории хаоса и фрактальности к фрактальному искусству нецифровой природы (живописи Ф. <...> Конде, а также манифесты фрактального искусства посвящены философским и художественным проблемам фрактальной репрезентации реальности в искусстве. <...> Сергей Деменок 7 Введение Бенуа Мандельброт какова ДЛиНа ПоБЕРЕжья БРитаНии? <...> СтатиСтичЕСкоЕ СаМоПоДоБиЕ и ФРактаЛьНая РазМЕРНоСть Бенуа Мандельброт (Benoоt B. <...> Mandelbrot) (1924—2010) — известный франко-американский математик, основатель нового раздела математики — фрактальной геометрии. <...> Автор книги «Фрактальная геометрия природы» и других научных работ, в том числе по фрактальному анализу биржевых рынков. <...> Фактически многие шумы имеют размерности D между 0 и 1, так что ученому следует рассматривать раз3 Mandelbrot B., Business J. <...> 10 3.0 3.5 Бенуа Мандельброт Log10 (Total Length in Kilometers) WEST COAST OF BRITAIN LAND-FRONTIER OF PORTUGAL AUSRALIAN COAST GERMAN LAND-FRONTIER, 1900 Какова длина побережья Британии? <...> Статистическое самоподобие и фрактальная размерность мерность как непрерывную величину, изменяющуюся в диапазоне от 0 до бесконечности. <...> Тем не менее, размерность Хаусдорфа-Безиковича при вычислении для стохастических самоподобных фигур дает уже то же значение, что и размерность подобия. <...> Однако статистическая <...>
Фракталы_как_искусство.pdf
ББК 71.0
УДК 76.01 + 501
Ф 826
Ф 826 Фракталы как искусство. Сборник статей/ Пер. с англ.,
фр. Е. В. Николаевой. – СПб.: «Страта», 2015. – 230 с.
ISBN 978-5-906150-18-9
В сборник вошли статьи зарубежных математиков и художниковфракталистов,
многие из которых хорошо известны в научных и художественных
кругах. Проблематика книги связана с философскими и эстетическими
смыслами фрактального искусства, представляющего собой
особый художественный феномен конца ХХ – начала ХХI вв. Подборка
статьей представляет собой попытку посмотреть на цифровое фрактальное
искусство с нескольких ракурсов: математического, технологического,
эстетического и философского. Большинство текстов не носит специальноматематического
характера и относится, скорее, к сфере digital humanities
(цифровых гуманитарных наук).
Многие статьи сборника впервые публикуются на русском языке.
Книга представляет интерес для специалистов в области эстетики,
философии искусства, культурологии и искусствоведения, преподавателей
и студентов художественных специальностей, широкого круга читателей.
Все права защищены. Никакая часть настоящей книги не может быть воспроизведена
или передана в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то
электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель,
а также размещение в Интернете, если на то нет письменного разрешения владельцев.
All rights reserved. No parts of this publication can be reproduced, sold or transmitted by
any means without permission of the publisher.
ISBN 978-5-906150-18-9
© Деменок С. Л., введение и послесловие, 2015
© Николаева Е. В., перевод, 2015
© ООО «Страта», 2015
Стр.2
Сергей Деменок
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Бенуа Мандельброт
Какова длина побережья Британии?
Статистическое самоподобие
и фрактальная размерность. . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Майкл Барнсли, Луиза Барнсли
Фрактальные трансформации . . . . . . . . . . . . . . . .16
Бенуа Мандельброт
Фракталы и искусство во имя науки . . . . . . . . . . . .36
Харалампос Сайтис
Фрактальное искусство:
Ближе к небесам?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Ральф Абрахам
Хаос и фракталы Парижа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Любица М. Коцич
Художественные элементы
фрактальных конструкций. . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Ричард Тэйлор, Адам П. Миколич, Дэвид Джонас
Фрактальный анализ живописи Поллока . . . . . . . . .88
Ричард Тэйлор, Адам П. Миколич, Дэвид Джонас
Фрактальный экспрессионизм. Может ли наука
помочь в понимании искусства?. . . . . . . . . . . . . . .92
Джуди С. Розато
Фрактальное искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Манифест группы «Искусство и сложность»
(Manifeste du Fractaliste) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Карлос Гинзбург
Фрактальное искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
226
Оглавление
Стр.226
Сюзан Конде
Фрактальный художник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Шарль Васало
Фрактальное искусство? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Кен Келлер
Современная эволюция фрактального искусства:
Традиционное и репрезентативное
фрактальное искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Керри Митчелл
Манифест фрактального искусства . . . . . . . . . . . . 154
Элис Келли
Фракталы как искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Дэмиен М. Джоунс
О фракталах и искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Жанет Парк
Фрактальное искусство: сравнение стилей. . . . . . . 178
Скотт Дрэйвз, Ралф Абрахам,
Пабло Виотти, Фредерик Дэйвид Абрахам,
Джулиан Клинтон Спротт
Эстетика и фрактальная размерность
«электроовец». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Елена Николаева
Фрактальное искусство:
эстетика бесконечности и гармония хаоса . . . . . . . 204
Сергей Деменок
Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
227
Оглавление
Стр.227