. ISBN 978-5-238-01214-8 Агентство CIP РГБ Автор рассматривает художественную культуру ХХ в. в свете теоретического определения: художественное направление — инвариант художественной концепции мира и личности. <...> Трактовка наиболее репрезентативных произведений разных видов искусства позволяет охарактеризовать интеллектуальный, психологический, социалистический, магический реализм и направления внутри авангарда — символизм, модерн, футуризм, конструктивизм, кубизм и другие направления и стили. <...> Художественное направление — инвариант художественной концепции и ключ к пониманию художественного процесса В середине ХIХ в. в художественном развитии человечества начинается новый этап — это развитие убыстряется и его прежде единое русло разделяется на два потока, в одном из которых сосредоточиваются реалистические, в другом — авангардистские художественные направления. <...> Взаимодействие внешних (социальных) и внутренних (художественные традиции, художественный мыслительный материал) факторов и формирует художественный процесс. <...> Мир — процесс, искусство — художественный процесс, в котором преломляются изменения реальности. <...> Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и звенья, обобщенно описывающая его — художественное направление. <...> Эталонный образец направления — его классическая национальная форма (итальянское Возрождение, французский классицизм, немецкий романтизм, русский критический реализм). <...> Направление может касаться лишь одного вида искусства (литература «потока сознания» или музыкальный пуантилизм, или абстракционизм в живописи), может выявлять общность ряда видов искусств (неореализм — в кино и в литературе), может очерчивать историческую общность всех или большинства искусств (романтизм или сюрреализм, например). <...> А поскольку художественная реальность и художественная концепция определяют характер восприятия произведения <...>
Художественная_культура_XX_века_(теоретическая_история)._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum).pdf
УДК [008:94](100)(075.8)"19"
ББК 85ÿ73-1
Á82
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук, доктор экономических наук,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Н.Д. Эриашвили
Борев, Юрий Борисович.
Б82 Художественная культура XX века (теоретическая история):
учебник для студентов вузов / Þ.Á. Áîðåâ. — Ì.:
ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 495 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo
sum»).
ISBN 978-5-238-01214-8
Агентство CIP РГБ
Автор рассматривает художественную культуру ХХ в. в свете теоретического
определения: художественное направление — инвариант художественной
концепции мира и личности. Различаются два русла развития искусства
— реалистическое и авангардистское, в каждом из которых возникали
свои направления. Трактовка наиболее репрезентативных произведений
разных видов искусства позволяет охарактеризовать интеллектуальный,
психологический, социалистический, магический реализм и направления
внутри авангарда — символизм, модерн, футуризм, конструктивизм, кубизм
и другие направления и стили. Так, например, концепция гиперреализма:
«живая система в жестоком и грубом мире», а хеппенинга — «своевольная
личность в хаотическом мире случайных событий» и т.д.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, для всех интересующихся
историей и теорией культуры.
ББК 85ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01214-8
© Þ.Á. Áîðåâ, 2007
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2007
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства.
©
Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2007
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Единство прерывного и непрерывного
в художественном процессе
Русло протекания художественного процесса
Историческая ситуация и развитие литературы XX в. 5
Художественное направление — инвариант
художественной концепции и ключ к пониманию
художественного процесса 8
Историческое членение (периодизация)
художественного процесса 13
Авангардизм и реализм
Авангардизм
Мир враждебен личности. Поиски смысла бытия
Предмодернизм Свобода и наслаждение
Особенности предмодернизма как художественного
движения 20 Натурализм 20 Импрессионизм 31
Постимпрессионизм 55 Парнасцианизм 64
Прерафаэлитизм 66 Эклектизм 81
Модернизм Убыстрение истории и усиление
ее давления на человека
94
Особенности модернизма как художественного
движения 94 Модерн 98 Символизм 110
Акмеизм 136 Футуризм 144 Литература внутреннего
монолога 158 Примитивизм 169 Фовизм 173
Кубизм 174 Абстракционизм 178 Супрематизм 182
Лучизм 185 Имажизм (èìàæèíèçì) 187 Японское
искусство периода модернизма 189
Неомодернизм Человек не выдерживает
давления мира и становится неочеловеком
190
Особенности неомодернизма как художественного
движения 190 Дадаизм 190 Сюрреализм 196
ОБЭРИУ 210 Экспрессионизм 222 Конструктивизм 242
Неофутуризм 255 Неоабстракционизм 256
19
20
Утраченные иллюзии, теплящиеся надежды
Особенности стадии утраченных иллюзий 16
Особенности авангардизма 17
5
5
15
Стр.495
495
Литература «потока сознания» 259 Экзистенциализм 262
Японское искусство периода неомодернизма 272
Постмодернизм Человек не выдерживает
давления мира и становится постчеловеком
273
Ïîï-àðò 276 Гиперреализм 301 Фотореализм 307
Сонористика 311 Музыкальный пуантилизм 312
Алеаторика 313 Хеппенинг 315 Саморазрушающееся
искусство 321 Ñîö-àðò 322 Концептуализм 326
Хай-тек 342 Японское искусство периода
постмодернизма 345
Реализм
Мир несовершенен, человек страдает,
несет потери, но выстоит
Проблемы реализма 348
Традиционный реализм Поиски выхода
из несовершенства социального бытия
Традиционный (êðèòè÷åñêèé) реализм в XX â. 352
Критический реализм ХIХ в. 352 Социалистический
реализм 381 Крестьянский реализм 421
Эмигрантская литература 425
Модернизированный реализм Поиск путей
очеловечения мира
Неореализм 433 Магический реализм 433
Психологический реализм 439 Интеллектуальный
реализм 450
Вместо заключения
461
Художественное сознание XX века 461
Особенности художественного творчества в ХХ в. 461
Особенности художественного процесса в ХХ в. 466
Глобализация как исторический процесс 469 Идеалы
и смыслы бытия человека и человечества 474 Россия
строит «прекрасное» прошлое человечества, в котором
живут «цивилизованные народы» 479 Продолжить поиск
парадигмы 482
Литература 484
433
348
347
Стр.496