Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Эстетика (200,00 руб.)

0   0
Первый авторНикитич Л. А.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц440
ID358621
АннотацияУчебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Эстетика». Рассматриваются предмет, метод и функции эстетики. Особое внимание уделяется истории развития эстетической мысли от античности до наших дней. Подробно анализируются категории эстетики, особенности творческого процесса, виды и стили искусства. Яркое и эмоциональное изложение материала сопровождается интересными примерами и историческими и литературными сюжетами.
Кем рекомендованоМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов и аспирантов гуманитарных и творческих вузов, учащихся и преподавателей гимназий, лицеев и колледжей, а также широкого круга читателей.
ISBN978-5-238-00490-7
УДК7.01(075.8)
ББК87.8я73
Никитич, Л.А. Эстетика : учебник / Л.А. Никитич .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 440 с. : ил. — (Cogito ergo sum) .— ISBN 5-238-00490-7 .— ISBN 978-5-238-00490-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/358621 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Что же такое совершенство каждой вещи?» — спрашивает Шеллинг. <...> Предмет эстетики и его историческое становление Эстетика в своем развитии прошла большой путь, в ходе которого менялись ее предмет и функции. <...> Появились понятия «эстетические потребности», эстетические категории», «эстетический вкус», «эстетическое чувство», «эстетические взгляды» и т.д. <...> Суждение вкуса возникает в результате игры познавательных способностей, — считал он. <...> В последствии в работах некоторых теоретиков предмет эстетики был сужен до анализа только «изящного искусства». <...> Сегодня эстетика определяется как философская дисциплина об эстетическом, о его природе и многообразии, о принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, но прежде всего в искусстве. <...> Баумгартен: эстетика — чувственное познание поклонником Г. Лейбница и сторонником школы Х. <...> Но Баумгартен выдвинул на первое место вопрос о чувственном познании, которое назвал эстетикой. <...> Совершенство же Баумгартен обозначил как согласие трех элементов: содержания, порядка и выражения. <...> Процесс познания Баумгартен определил как высшую из доступных человеку радостей. <...> Появились понятия: «эстетические потребности», эстетические категории», «эстетический вкус», «эстетическое чувство», «эстетические взгляды» и т.д. <...> Предмет эстетики — область прекрасного (то есть эстетического) и искусство. <...> 9 ние как «предмет самодовлеющего созерцания, предмет бескорыстного любования». <...> Этот же эстетический предмет бескорыстного любования всегда есть результат и сгусток социально-исторических отношений, несмотря на свою изолированность от всего остального. <...> Кроче (1866—1952) определил эстетику как науку о выражении, в основу которой положено тождество интуиции и искусства. <...> Валери: Эстетика — наука об эстетической бесконечности Французский эстетик и поэт Поль Валери (1871—1945) попытался проникнуть в «тайну» эстетического, определив его как эстетическую бесконечность <...>
Эстетика._Уч-к_Гриф_МО_РФ_(Серия_СOGITO_ERGO_SUM).pdf
                            2015.                                               
Стр.5
Оглавление От автора Вводная глава Что такое эстетика? Функции эстетики Эстетическое сознание и сфера эстетических отношений Раздел I. Основные этапы развития эстетической мысли Глава 1. Древняя Греция — родина эстетики 1.1. Эстетика Платона 1.2. Эстетическая концепция Аристотеля 2.2. Плотин — враг чувственных удовольствий Глава 3. Эстетика Средневековья 3.1. Эстетическая концепция Августина Блаженного 3.2. Символ, идеал, канон в средневековой эстетике Глава 4. Эстетика Проторенессанса и Возрождения 5 6 6 12 17 21 23 24 29 Глава 2. Между Аристотелем и Средними веками 38 2.1. Новое понимание красоты 42 43 44 49 4.1. Аквинат повторяет Августина на новом витке истории 49 4.2. Данте — живая связь Проторенессанса и Ренессанса 4.3. Идейное многоцветье Возрождения 51 53 Глава 5. Эстетика Нового времени 5.1. Поэтическое воображение 5.2. Век гениев и эстетика классицизма 5.3. Эстетика французского Просвещения. Ý. Á. де Кондильяк, Ê. À. Гельвеций 5.4. Эстетика Дени Дидро 5.5. Эстетика английского Просвещения 5.6. Эстетика немецкого Просвещения. А. Баумгартен, Дж. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф.Шиллер 5.7. Эстетика È.Â. øòå и È.Ã. Гердера 437 67 67 71 73 81 87 93 98 38 40
Стр.438
Глава 6. Немецкая классическая эстетика 6.1. Эстетика Канта 6.2. Эстетика Шеллинга 6.3. Эстетические взгляды Фихте 6.4.Эстетика Гегеля—теория искусства Глава 7. Марксистская эстетика 109 109 116 121 122 130 7.1. Маркс и Энгельс — создатели марксистской эстетики 130 7.2. Ленинский принцип партийности в искусстве 133 Глава 8. Эстетические взгляды мыслителей XIX столетия 135 8.1. Концепция эстетического созерцания А. Шопенгауэра 135 8.2. Искусство в общественном сознании XIX столетия 137 Глава 9. Эстетика конца XIX — начала ХХ ââ. 9.1. Эстетика Ô. Ницше 9.2. Эстетические взгляды Владимира Соловь¸ва 9.3. Эстетическая концепция Б. Кроче 9.4. Символизм в западной эстетике 9.5. Символизм в России 9.6. Эстетика À. Уайтхеда 9.7. Интуитивизм А. Бергсона Глава 10. Эстетика экзистенциализма 10.1. Эстетическая концепция М. Хайдеггера 10.2. Эстетика Æ.-Ï. Сартра Глава 11. Феноменологическая эстетика 11.1. Эстетика Ð. Ингардена 12.1 Эстетическая концепция Фрейда Глава 13. Структурализм в эстетике 13.1. Основные принципы структурной лингвистики 13.2. Структуралистская эстетика Раздел II. Эстетические категории Глава 14. Эстетические категории — основные понятия эстетики 14.1. Категория «эстетическое» 14.2. Категория «âîçâûøåííîå» 14.3. Категория «ïðåêðàñíîå» 438 141 141 142 146 150 154 157 158 160 160 166 169 170 11.2. Эстетические концепции Í. Гартмана и Ì. Дюфренна 174 Глава 12. Психоаналитическая эстетика 182 182 12.2. Ôðåéä: искусство «претендует лишь на звание èëëþçèè» 187 12.3. Эстетические взгляды Юнга 196 196 199 209 211 211 217 227 193
Стр.439
14.4. Категория «òðàãè÷åñêîå» 14.5. Категория «êîìè÷åñêîå» Раздел III. Художественные стили Глава 15. Основные художественные стили 15.1. Готика 15.2. Архитектурный классический стиль Возрождения 15.3. Классицизм 15.4. Барокко 15.5. Романтизм 15.6. Сентиментализм 15.7. Реализм 15.8. Социалистический реализм 15.9. Модернизм Раздел IV. Искусство как предмет эстетической науки 16.1. Процесс художественного творчества 16.2. Гений — высшее проявление одаренности и талантливости 16.3. Особенности художественного творчества 16.4. Проблемы художественного восприятия 16.5. Условность в художественном образе 16.6. Правда и правдоподобие в искусстве 16.7. Эмоциональное и рациональное начала художника 16.8. Эстетический вкус 16.9. Эстетический идеал Раздел V. Виды искусства Глава 17. Виды искусства 17.1. Проблемы специфики видов искусства 17.2. Литература 17.3. Театр 17.4. Музыка 17.5. Архитектура 17.6. Скульптура 17.7. Живопись 17.8. Декоративное искусство Краткий словарь терминов 439 235 244 257 259 259 264 268 274 276 283 290 296 302 319 Глава 16. Специфика творческого художественного процесса 321 321 323 327 332 335 338 339 344 352 359 359 359 362 380 387 403 411 418 425 433
Стр.440