Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Эстетика (200,00 руб.)

0   0
Первый авторГуревич П. С.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц304
ID352830
АннотацияРассматривается эстетика Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и средневековой Европы, эстетика авангарда и современного постмодернизма. Отдельные темы посвящены выдающимся представителям мировой культуры и искусства: И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю, Ф. Шлегелю, П. Рубенсу, Ф. Гойя, С. Дали, У. Шекспиру, И.В. Гёте, Ш. Бодлеру и др.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов гуманитарных вузов, учащихся колледжей и лицеев, а также широкого круга читателей.
ISBN978-5-238-01021-2
УДК7.01(075.8)
ББК87.8я73-1
Гуревич, П.С. Эстетика : учебник / П.С. Гуревич .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 304 с. : ил. — (Учебники профессора П.С. Гуревича) .— ISBN 978-5-238-01021-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/352830 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В каждую эпоху рождаются специфические образы красоты. <...> Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889), рассуждая о разных эталонах красоты, писал: «С точки зрения крестьянина красивой можно считать женщину здоровую, цветущую и упитанную. <...> Не только подсознание человека, но и вся родовая память человеческой соборности выплеснули на поверхность психики потоки знаков и предвестий безобразного. <...> С ним связано много других слов и понятий, без которых невозможно объяснить смысл красоты: «прекрасное», «возвышенное», «катарсис», «гармония», «эстетика» и др. <...> Как будто глаза человека, до той поры смотревшие жадно на мир, обратились теперь вовнутрь, созерцая и воспроизводя темные порождения своей уже могучей фантазии либо пытаясь увидеть, дабы воспроизвести затем, процарапав на камне, контуры совсем невозможного, невообразимого — контуры абстракций, которые тогда уже стали доступны мозгу человека. <...> Египетский стиль Стиль — бронзовый стержень, заостренный конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. <...> В «египетском стиле» есть «нечто египетское», т.е. застывшее, величественное, прямолинейное, подавляюще равнодушное, однако утонченное, изысканное, несколько даже изломанное, почти декадентское, это стиль крематориев и пирамид — словом, каждый знает, что такое египетский стиль, недаром скульптуры, строители и живописцы Египта в течение трех тысячелетий с редкой последовательностью, невозмутимостью и упорством, постоянно совершенствуясь, но почти не меняясь, внушали человечеству понятие об этом стиле. <...> Поразительно, что такое ощущение своеобразного идеала красоты возникло сначала в представлениях людей искусства, культуры как некий образ. <...> Если мы, даже бегло, ознакомимся с искусством Древнего Египта, с его образами красоты на всем протяжении его долгой истории, то убедимся, что эта двойственность изначально заложена в самой природе древнеегипетского искусства. <...> Его идеология <...>
Эстетика._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Учебники_профессора_П.С._Гуревича).pdf
УДК 7.01(075.8) ББК 87.8ÿ73-1 Ã95 Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Гуревич, Павел Семенович. Ã95 Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений / Ï.Ñ. Ãóðåâè÷. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, (Серия «Учебники профессора П.С. Гуревича»). — 303 ñ. — ISBN 978-5-238-01021-2 Агентство CIP РГБ Рассматривается эстетика Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и средневековой Европы, эстетика авангарда и современного постмодернизма. Отдельные темы посвящены выдающимся представителям мировой культуры и искусства: И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю, Ф. Шлегелю, Ï. Ðóáåíñó, Ô. Ãîéÿ, Ñ. Äàëè, Ó. Øåêñïèðó, È.Â. øòå, Ø. Бодлеру и äð. Для студентов гуманитарных вузов, учащихся колледжей и лицеев, а также широкого круга читателей. ББК 87.8ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01021-2 © Ï.Ñ. Ãóðåâè÷, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2006 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какойлибо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
Стр.3
Оглавление Введение Тема 1. Красота как феномен Африканские маски Наскальные рисунки Египетский стиль Ощущение времени как красоты Язык древнеегипетской культуры Ритм как понятие эстетики Тема 2. Смысл и очарование мифов Олицетворение любви в мифе об андрогинах Миф об Изиде Поэзия чувств в образе Психеи Музыка, воплощенная в мифе об Орфее Фатальность судьбы в образе Сизифа Что же рождает ощущение красоты? Тема 3. Феномен прекрасного Прекрасное как подражание Происхождение прекрасного Уникальность человека Тема 4. Искусство как эстетический феномен в античности Два бога — два эталона красоты Дионис — бог торжествующего безумия Неоценимая ценность устного слова Красота по-древнегречески Нарцисс Эстетика природы Античная пастораль Красота божественной веры Трагедия — особый жанр Комедия античная Катарсис О возвышенном 3 7 8 9 10 15 21 23 26 26 28 28 32 34 35 39 40 49 53 57 58 61 64 65 66 67 67 69 71 76 77 81 Ирония 82 Культ тела 83 Безобразное 85
Стр.302
302 Тема 5. Красота и трансцендентальное в средневековой эстетике Средневековая эстетика Человек как ценность Возвышенное Тема 6. Личностная творческая сила Возрождения Почему возрождается язычество? Любовь Петрарки и Лауры Эстетика Петрарки Гармония созвучий Загадочная улыбка Джоконды Многокрасочность карнавала Тема 7. Воспитательная роль искусства Эстетическо-философская система образования Стиль маньеризма Стиль барокко Новые идеалы Стиль рококо Возвращение к природе Классицизм Красота и добродетель Кант о прекрасном Вкус как понятие эстетики О художественном вкусе Прекрасное и возвышенное Прекрасное в природе 87 87 91 97 102 102 104 107 107 108 110 114 114 119 121 123 125 127 128 130 Тема 8. Вкус и возвышенное в трактовке И. Канта 136 Феномен прекрасного 136 140 142 147 150 152 Игра 152 Тема 9. Эстетика Шеллинга и Гегеля Красота природы 154 155 Абсолют и красота Гегель о романтическом искусстве Эстетическое чувство Тема 10. Эстетика мрачной фантастики в романтизме Юные романтики Культ природы «Жрец искусства» «Ночное сознание» 158 162 164 169 169 171 171 173
Стр.303
Оглавление Тема 11. Фантазия и игра. Философия жизни. Фрейдизм, философская антропология Созерцательное познание Эталоны красоты в истории Воображение Фантазия в трактовке психоанализа Может ли красота спасти мир? Психическое отключение Декаданс — сдвиг в культуре Мазохизм Тема 13. Традиция и модернизм Примитив Модернизм Эстетика М. Хайдеггера Живопись и скульптура Тема 14. Фантастический гротеск и трагизм. Авангардизм Экспрессионизм Акмеизм Футуризм Культ звука Искусство устного слова Тема 15. Абсурдизм. Сюрреализм. Дадаизм Искусство случайных ассоциаций Творчество Сальвадора Дали Авангардная музыка Дадаизм Тема 16. Импрессионизм и постимпрессионизм Новые эстетические представления Постимпрессионизм — второй авангард Тема 17. Эстетика постмодернизма Многообразие стилей Симулякр Заключение 303 179 179 181 182 184 Игра 190 Тема 12. Декаданс 197 197 202 204 206 210 210 213 216 221 Прерафаэлиты 223 233 233 240 241 247 250 252 252 257 261 263 268 268 279 287 287 297 300
Стр.304