В каждую эпоху рождаются специфические образы красоты. <...> Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889), рассуждая о разных эталонах красоты, писал: «С точки зрения крестьянина красивой можно считать женщину здоровую, цветущую и упитанную. <...> Не только подсознание человека, но и вся родовая память человеческой соборности выплеснули на поверхность психики потоки знаков и предвестий безобразного. <...> С ним связано много других слов и понятий, без которых невозможно объяснить смысл красоты: «прекрасное», «возвышенное», «катарсис», «гармония», «эстетика» и др. <...> Как будто глаза человека, до той поры смотревшие жадно на мир, обратились теперь вовнутрь, созерцая и воспроизводя темные порождения своей уже могучей фантазии либо пытаясь увидеть, дабы воспроизвести затем, процарапав на камне, контуры совсем невозможного, невообразимого — контуры абстракций, которые тогда уже стали доступны мозгу человека. <...> Египетский стиль Стиль — бронзовый стержень, заостренный конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. <...> В «египетском стиле» есть «нечто египетское», т.е. застывшее, величественное, прямолинейное, подавляюще равнодушное, однако утонченное, изысканное, несколько даже изломанное, почти декадентское, это стиль крематориев и пирамид — словом, каждый знает, что такое египетский стиль, недаром скульптуры, строители и живописцы Египта в течение трех тысячелетий с редкой последовательностью, невозмутимостью и упорством, постоянно совершенствуясь, но почти не меняясь, внушали человечеству понятие об этом стиле. <...> Поразительно, что такое ощущение своеобразного идеала красоты возникло сначала в представлениях людей искусства, культуры как некий образ. <...> Если мы, даже бегло, ознакомимся с искусством Древнего Египта, с его образами красоты на всем протяжении его долгой истории, то убедимся, что эта двойственность изначально заложена в самой природе древнеегипетского искусства. <...> Его идеология <...>
Эстетика._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Учебники_профессора_П.С._Гуревича).pdf
УДК 7.01(075.8)
ББК 87.8ÿ73-1
Ã95
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Гуревич, Павел Семенович.
Ã95
Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений
/ Ï.Ñ. Ãóðåâè÷. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
(Серия «Учебники профессора П.С. Гуревича»).
— 303 ñ. —
ISBN 978-5-238-01021-2
Агентство CIP РГБ
Рассматривается эстетика Древнего Египта, Древней Греции, эпохи
Возрождения и средневековой Европы, эстетика авангарда и современного
постмодернизма. Отдельные темы посвящены выдающимся представителям
мировой культуры и искусства: И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю, Ф. Шлегелю,
Ï. Ðóáåíñó, Ô. Ãîéÿ, Ñ. Äàëè, Ó. Øåêñïèðó, È.Â. øòå, Ø. Бодлеру и äð.
Для студентов гуманитарных вузов, учащихся колледжей и лицеев, а
также широкого круга читателей.
ББК 87.8ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01021-2
© Ï.Ñ. Ãóðåâè÷, 2006
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2006
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какойлибо
форме, в том числе в Интернет-сети,
запрещается без письменного разрешения
издательства.
Стр.3
Оглавление
Введение
Тема 1. Красота как феномен
Африканские маски
Наскальные рисунки
Египетский стиль
Ощущение времени как красоты
Язык древнеегипетской культуры
Ритм как понятие эстетики
Тема 2. Смысл и очарование мифов
Олицетворение любви в мифе об андрогинах
Миф об Изиде
Поэзия чувств в образе Психеи
Музыка, воплощенная в мифе об Орфее
Фатальность судьбы в образе Сизифа
Что же рождает ощущение красоты?
Тема 3. Феномен прекрасного
Прекрасное как подражание
Происхождение прекрасного
Уникальность человека
Тема 4. Искусство как эстетический феномен
в античности
Два бога — два эталона красоты
Дионис — бог торжествующего безумия
Неоценимая ценность устного слова
Красота по-древнегречески
Нарцисс
Эстетика природы
Античная пастораль
Красота божественной веры
Трагедия — особый жанр
Комедия античная
Катарсис
О возвышенном
3
7
8
9
10
15
21
23
26
26
28
28
32
34
35
39
40
49
53
57
58
61
64
65
66
67
67
69
71
76
77
81
Ирония 82
Культ тела
83
Безобразное 85
Стр.302
302
Тема 5. Красота и трансцендентальное
в средневековой эстетике
Средневековая эстетика
Человек как ценность
Возвышенное
Тема 6. Личностная творческая сила
Возрождения
Почему возрождается язычество?
Любовь Петрарки и Лауры
Эстетика Петрарки
Гармония созвучий
Загадочная улыбка Джоконды
Многокрасочность карнавала
Тема 7. Воспитательная роль искусства
Эстетическо-философская система образования
Стиль маньеризма
Стиль барокко
Новые идеалы
Стиль рококо
Возвращение к природе
Классицизм
Красота и добродетель
Кант о прекрасном
Вкус как понятие эстетики
О художественном вкусе
Прекрасное и возвышенное
Прекрасное в природе
87
87
91
97
102
102
104
107
107
108
110
114
114
119
121
123
125
127
128
130
Тема 8. Вкус и возвышенное в трактовке И. Канта 136
Феномен прекрасного
136
140
142
147
150
152
Игра 152
Тема 9. Эстетика Шеллинга и Гегеля
Красота природы
154
155
Абсолют и красота
Гегель о романтическом искусстве
Эстетическое чувство
Тема 10. Эстетика мрачной фантастики
в романтизме
Юные романтики
Культ природы
«Жрец искусства»
«Ночное сознание»
158
162
164
169
169
171
171
173
Стр.303
Оглавление
Тема 11. Фантазия и игра. Философия жизни.
Фрейдизм, философская антропология
Созерцательное познание
Эталоны красоты в истории
Воображение
Фантазия в трактовке психоанализа
Может ли красота спасти мир?
Психическое отключение
Декаданс — сдвиг в культуре
Мазохизм
Тема 13. Традиция и модернизм
Примитив
Модернизм
Эстетика М. Хайдеггера
Живопись и скульптура
Тема 14. Фантастический гротеск и трагизм.
Авангардизм
Экспрессионизм
Акмеизм
Футуризм
Культ звука
Искусство устного слова
Тема 15. Абсурдизм. Сюрреализм. Дадаизм
Искусство случайных ассоциаций
Творчество Сальвадора Дали
Авангардная музыка
Дадаизм
Тема 16. Импрессионизм и постимпрессионизм
Новые эстетические представления
Постимпрессионизм — второй авангард
Тема 17. Эстетика постмодернизма
Многообразие стилей
Симулякр
Заключение
303
179
179
181
182
184
Игра 190
Тема 12. Декаданс
197
197
202
204
206
210
210
213
216
221
Прерафаэлиты 223
233
233
240
241
247
250
252
252
257
261
263
268
268
279
287
287
297
300
Стр.304