Москва Редакционно-издательский отдел ВГИК 2011 ББК 87.8 М—247 Рецензенты: доктор философских наук Н.А. Кормин доктор философских наук, профессор И.П. Никитина Маньковская Н.Б., Бычков В.В. <...> Показано, как меняется художественный язык традиционных (литература, живопись, музыка, театр, балет) и технических искусств (фотография, кинематограф и другие экранные искусства, мультимедиа) под воздействием новых цифровых технологий, в чем состоит своеобразие актуальных технизированных артпрактик (перформансы, акции, инсталляции). <...> Раскрывается сущность виртуальной реальности в искусстве, показаны элементы прото- и паравиртуальной реальности в современных искусствах, и в первую очередь в кинематографе. <...> 40 Виртуальная реальность в пространствах современного искусства . <...> 91 Питер Гринуэй и Мэтью Барни: кино или посткино . <...> Совершенно очевидно, что именно технические искусства первыми испытывают на себе влияние техногенной цивилизации — такой цивилизации, в которой научно-технический прогресс становится нормой, стимулом и целью духовного и общественного развития. <...> Данное учебное пособие направлено на разъяснение одной из фундаментальных проблем современной философии, эстетики, искусствознания, теории культуры — смысла, своеобразия, специфики современных форм творчества, возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса ХХ–XXI веков, под непосредственным воздействием и с использованием его новейших достижений и разработок; характера радикальных изменений в их предмете и языке; трансформаций в современном художественном сознании и соответственно во всей системе взаимодействия человека с актуальными, как правило, мультимедийными арт-практиками. <...> Начался этот процесс с радикального переформирования всех средств выражения в авангарде и модернизме первой половины — середины ХХ века и достиг своего апогея к концу ХХ — началу XXI века на путях создания принципиально новых способов творчества <...>
«Современное_искусство_как_феномен_техногенной_цивилизации»,_учебное_пособие_(1).pdf
ББК 87.8
М—247
Рецензенты:
доктор философских наук Н.А. Кормин
доктор философских наук, профессор И.П. Никитина
М—247 Современное искусство как феномен техногенной цивилизации.
— М.: ВГИК. 2011 — 208 с.
Маньковская Н.Б., Бычков В.В.
ISBN 978-5-87149-120-1
В учебном пособии дается представление о характере и путях влияния
техногенной цивилизации на современное искусство. Показано, как меняется
художественный язык традиционных (литература, живопись, музыка,
театр, балет) и технических искусств (фотография, кинематограф и другие
экранные искусства, мультимедиа) под воздействием новых цифровых
технологий, в чем состоит своеобразие актуальных технизированных артпрактик
(перформансы, акции, инсталляции). Выявлена специфика видеоарта,
интернет-арта, виртуал-арта. Концептуальным ядром работы является
разработанная авторами теория художественно-эстетической виртуалистики.
Раскрывается сущность виртуальной реальности в искусстве,
показаны элементы прото- и паравиртуальной реальности в современных
искусствах, и в первую очередь в кинематографе.
Печатается по решению ученого совета Всероссийского государственного
университета кинематографии имени С.А. Герасимова.
ББК 87.8
М—247
ISBN 978-5-87149-120-1
© Всероссийский государственный
университет кинематографии
имени С.А. Герасимова (ВГИК), 2011.
© Н.Б.Маньковская, 2011.
© В.В. Бычков, 2011.
Стр.2
Содержание
Введение .................................................... 4
Инновационный характер современного искусства. . . . . . . . . . . . . 8
Кино и новые цифровые технологии ......................... 22
Видеоарт ................................................... 34
Интернет-арт ............................................... 40
Виртуальная реальность
в пространствах современного искусства ..................... 50
1. Естественная виртуальность ........................ 58
2. Искусство как виртуальная реальность .............. 59
3. Паравиртуальная реальность ........................ 60
4. Протовиртуальная реальность ...................... 68
5. Виртуальная реальность ............................ 87
6. Эстетическая виртуальная реальность ............... 89
Виртуал-арт ................................................ 91
Питер Гринуэй и Мэтью Барни: кино или посткино .......... 101
Заключение ............................................... 141
Выводы ................................................... 146
Вопросы .................................................. 148
Темы семинарских занятий ................................. 148
Словарь терминов ......................................... 149
Библиография ............................................. 206
Стр.3