УДК 7.036.1(571.17) (075.8)
ББК 85.103(2)+85.113(2)(253.3)я73
О53
Утверждено на заседании кафедры культурологии
социально-гуманитарного факультета КемГИК
26.02.2018 г., протокол № 7.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
социально-гуманитарного факультета КемГИК
26.03.2018 г., протокол № 6.
доцент кафедры теории искусства и культурологии
Алтайского государственного университета,
Рысаева Т. Д., кандидат искусствоведения,
член ВТОО «Союз художников России».
Нехвядович Л. И., доктор искусствоведения,
Рецензенты:
О53
Оленич, Л. В., Попова, Н. С.
Искусство Кузбасса: от Позднего Средневековья до середины
ХХ века [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по направлению
подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение»,
квалификация (степень) выпускника «бакалавр» /
Л. В. Оленич, Н. С. Попова. – Кемерово: КемГИК, 2018. – 116 с.
ISBN 978-5-8154-0442-7
Учебное пособие направлено на формирование знаний об основных тенденциях
в истории искусства Кузбасса. Текст пособия включает в себя материалы исследования
архитектуры и изобразительного искусства, бытовавшего на территории Кузбасса
с XVII века до середины 1950-х годов. Пособие предназначено для обучающихся
по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение»,
квалификация (степень) выпускника «бакалавр», научных работников,
преподавателей, аспирантов, студентов вузов и ссузов культуры и искусства, а также
всех интересующихся вопросами регионального искусства.
УДК 7.036.1(571.17)(075.8)
ББК 85.103(2) +85. 113(2)(253.3)я73
ISBN 978-5-8154-0442-7
© Л. В. Оленич, Н. С. Попова, 2018
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2018
2
Стр.2
ОТ АВТОРОВ
Пластические искусства в Кузбассе имеют очень древнюю историю,
восходящую к каменному веку. Ее вершили десятки разных этносов,
языки которых отразились и в местной топонимике, вобравшей кетские,
южносамодийские, тюркские диалекты. В течение столетий многие
сибирские племена сосуществовали, культурно обогащая друг друга.
Искусство этих народов, представленное в музеях как археологические
объекты, далеко не всегда имеет генетическую связь с современными
жителями Сибири. Уже нет ираноязычных скифов и сменивших их согдийцев,
которые жили в Южной Сибири больше тысячи лет назад.
С VI века н. э. на территорию Кузбасса проникают тюрки, потомками которых
в настоящее время являются татары нижнетомские, шорцы, телеуты
и другие коренные народы. Их этнокультурные традиции отразились
в народном искусстве, стали образной формой ритуальных и бытовых
предметов, сохраняющих актуальность и в современной жизни этих национальных
общностей.
С XVI века в историю Притомья вошли русские переселенцы, которые
расширили морфологию местной художественной культуры, ввели
в нее новые виды и жанры искусства, отделили народное творчество от
высокоспециализированного мастерства. Осваивая чужое пространство,
русские люди вступали в культурный диалог с аборигенами. По соседству
с юртами и чумами появлялись православные церкви, а шорские
способы металлообработки стали известны кузнецам-переселенцам.
XVII столетие – последний этап Средневековья, обозначенный глубокими
переменами в культурной жизни, ускорением ее развития, – соединяет
Западную Сибирь с общероссийским процессом исторического перехода
в Новое время.
В XVIII веке вместе с реформами Петра I изменялось и искусство.
Секуляризация проникала во все слои сибирской реальности. Становление
городов вело к активизации каменного строительства. Возникли артели
зодчих, которые специализировались на возведении масштабных
церковных зданий.
Кроме местных иконописных школ, где развивалось церковное искусство,
появились отдельные светские художники: и русские, и иностранцы
– члены научных экспедиций или пленные после войны со шведами.
При некотором отставании художественного развития сибирское
искусство тоже воспринимает новые стилистические веяния. Доминирующим
стилем становится барокко, которое проявляется синтетически:
в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. В домах
3
Стр.3
зажиточных сибиряков рядом с иконами теперь находят место произведения
светских мастеров.
XIX век стал эпохой широкого распространения всех видов и форм
профессионального искусства в Сибири. Важным стимулом для этого
была интенсификация промышленности и вызванных ею новых волн переселенцев,
имеющих свои эстетические потребности. Война 1812 года
сплотила сибиряков вокруг идеи единства страны. Усилился интерес
к окраинам России, удовлетворить его могли художники, имеющие академическое
образование. Они добровольно приезжали в Сибирь, занимались
педагогической деятельностью, продолжали участвовать в научных
экспедициях, с натуры изображая пейзажи, этнические типы, бытовые
сцены. К концу столетия прокладка железной дороги усилила культурный
обмен. Искусство Томской губернии, куда входила и часть Кузнецких
земель, преодолевало те же этапы художественной жизни, что и другие
территории за Уралом. Вызревает интерес к реализму и модерну
в творчестве живописцев и графиков. В зодчестве утверждается полистилизм.
На рубеже XIX–XX веков в культуре отчетливей обозначаются
противоречия между традициями и стремлением к новизне.
Оленич Л. В.
Искусство Кузбасса в I половине ХХ века переживает трудный,
но интересный период. Разрыв с метрополиями, поставлявшими кадры
художников и искусствоведов, атомизация творческого процесса, разнонаправленность
художественных направлений и стилевых тенденций усложняют
процесс осмысления современных проблем искусства. Однако
именно в этот трудный период происходит становление в обществе устойчивого
интереса к особенностям истории искусства сибирских регионов.
Если в 1960–1970-е годы исследование искусства региона являлось
неотъемлемой частью государственной политики в области культуры и
искусства, то с 1980-х годов изучение тенденций и внутренних процессов
в российских регионах стало обязанностью и прерогативой местных
искусствоведов, заботой областных и городских музеев и региональных
отделений ВТОО «Союз художников России». С 1990-х годов в региональных
центрах Сибири издаются энциклопедии, именные справочники,
сборники архивных материалов, освещающие художественную жизнь
сибирских городов ХХ века. В основе мотивации авторов публикаций об
искусстве лежит профессиональный интерес, сконцентрированный на
работе с музейной коллекцией или на отражении деятельности регионального
отделения ВТОО «Союз художников России». Данные публикации
становятся фундаментом для исследований аналитического харак4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов………………………………………………………..……... 3
Введение.………………………………………………………..………. 6
Глава 1. Искусство Кузбасса периода Позднего Средневековья
и начала Нового времени…………………..…………………… 7
1.1. Народное искусство коренных народов Сибири и русских
переселенцев в структуре художественной культуры XVII – первой
половины XVIII века (Оленич Л. В.)………………….………………. 7
1.2. Профессиональное искусство периода Позднего Средневековья.
Архитектура (Оленич Л. В.)…………………………….………… 15
1.3. Профессиональное искусство периода Позднего Средневековья.
Живопись (Оленич Л. В.)………………………………….……… 18
1.4. Церковное искусство Кузбасса в период второй половины
XVIII–XIX веков. Архитектура (Оленич Л. В.)…………...………….. 21
1.5. Церковное искусство Кузбасса в период второй половины
XVIII–XIX веков. Живопись (Оленич Л. В.)……….………………… 30
Глава 2. Изобразительное искусство и архитектура Кузбасса
1900–1950-х годов……………………………………………………… 34
2.1. Художественная жизнь городов Западной Сибири 1900–1930-х
годов (Попова Н. С.)……………………………………...…………….. 34
2.2. Творчество живописца В. Д. Вучичевича-Сибирского (Оленич
Л. В.) …………………………………………………….………….. 46
2.3. Тенденции в градостроительстве городов Кузбасса в 1910–
1930-е годы (Попова Н. С.)…………………………………………..… 66
2.4. Творчество Й. Б. ван Лохема в Кемерове (Попова Н. С.)…….…. 73
2.5. Стилевые тенденции в архитектуре Кузбасса второй половины
1920-х – 1930-х годов (Попова Н. С.)……...………………………….. 83
2.6. Художественная жизнь Кемерова и Новокузнецка 1940–
1950-х годов (Попова Н. С.) …………...……………………………… 90
Заключение……………………………………………………………… 95
Список использованной литературы……………. …………………… 96
Приложение. Краткий биографический справочник………………… 99
115
Стр.115