ББК 87УДК 7.036
Н62
.8
Автор:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Никифорова А. С., кандидат философских наук, выпускница философского факультета
МГУ имени М. В. Ломоносова, автор публикаций по философии и теории культуры.
Сфера научных интересов — визуальные исследования, современные культурные
практики, современный театральный процесс.
Рецензенты:
Свидерская М. И., доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории
мировой культуры философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова;
Доброхотов А. Л., доктор философских наук, профессор, ординарный профессор
Школы культурологии факультета философии ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский
университет “Высшая школа экономики”».
Н62
Никифорова А. С.
Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков : монография.
— Москва : Проспект, 2018. — 112 с.
ISBN 978-5-392-21886-8
В монографии исследована проблема идеи синтеза искусств в европейской
культуре XIX–XX вв. Интерпретация художественных процессов указанного
периода дана в их отношении к идее синтеза искусств, сформировавшейся в культуре
немецкого романтизма. Проанализированы ключевые философские концепции,
а также сами произведения изобразительного, музыкального и театрального
искусства исследуемого периода.
Материалы монографии могут быть использованы в курсах по философии
культуры, истории философии, эстетики.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, на тех, кому интересна идея синтеза
искусств, вопросы о природе современного искусства, соотнесение художественных
процессов и философской мысли.
.8
ББК 87УДК 7.036
Изображение на обложке: Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907 г.
Новая галерея. Нью-Йорк.
Научное издание
В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX–XX ВЕКОВ
Монография
Никифорова аННа СергеевНа
ИДЕЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВ
Печать цифровая. Печ. л. 7,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 31.10.2017. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-21886-8
©© Никифорова А. С., 2017
ООО «Проспект», 2017
/16
.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..........................................................................................................................3
Введение .................................................................................................................................4
Глава 1. Проблема взаимодействия искусств
в культуре романтизма...................................................................................6
§ 1. Основные идеи романтического искусства .................................................. 7
§ 2. Новое понимание роли мифа .......................................................................... 10
§ 3. Поиски универсальной формы искусства .................................................. 12
Глава 2. Оперная реформа и ее осмысление
в теоретических работах Р. Вагнера ...................................................... 19
§ 1. Исторический контекст вагнеровской реформы ..................................... 20
§ 2. Взаимосвязь творчества Р.Вагнера
ифилософской мысли XIX–XXI вв. ................................................................ 23
§ 3. Основные положения «искусства будущего» ............................................ 29
Глава 3. Идея синтеза искусств во второй половине XIX в. .......................... 36
§ 1. Теоретические основания взаимодействия искусств .............................37
§ 2. Символизм, декаданс, модерн визобразительном искусстве ........... 51
Глава 4. Идея синтеза искусств в культуре XX в. ................................................ 70
§ 3. Особенности воплощения идеи
синтеза искусств вискусстве модерна .........................................................57
§ 1. Социально-политические аспекты
универсального искусства впервой половине XX в. ............................. 71
§ 2. Поиски новых форм реализации взаимодействия искусств
(с60-х гг. досовременности) ............................................................................ 80
Заключение.......................................................................................................................... 94
Список использованной литературы .......................................................................101
Стр.113