Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социология культуры (200,00 руб.)

0   0
Первый авторШендрик А. И.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц496
ID352593
АннотацияРассматривается краткая история становления социологии культуры, дается представление о ее предмете и методе, месте в структуре гуманитарного знания, раскрывается содержание ее базовых понятий, описываются существующие в мировой и отечественной социологической науке методики фиксации различных социокультурных феноменов, анализируются результаты многочисленных исследований, проведенных в последние годы российскими социологами. На конкретных примерах, взятых из практики, раскрываются противоречия культурного развития общества, находящегося в процессе реформирования, показываются пути повышения уровня культурного развития российских граждан.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию; Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология» и гуманитарно-социальным специальностям (020000)
Кому рекомендованоДля студентов вузов, обучающихся на социологических, философских, культурологических, исторических факультетах, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, учителей старших классов общеобразовательных школ, научных работников, специализирующихся в области социологии культуры, философии культуры, культурологии.
ISBN978-5-238-00896-1
УДК316.7(075.8)
ББК60.523я73-1
Шендрик, А.И. Социология культуры : учеб. пособие / А.И. Шендрик .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 496 с. — (Cogito ergo sum) .— ISBN 5-238-00896-1 .— ISBN 978-5-238-00896-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/352593 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сегодня студенты и аспиранты, изучающие курс социологии культуры и желающие иметь хорошие знания по данному предмету пользуются в основном следующими учебниками и учебными пособиями: Л.Г. Ионин «Социология культуры путь в новое тысячелетие»; Л.И. Михайлова «Социология культуры»; Ф.И. Минюшев «Социология культуры» и Б.С. Ерасов «Социальная культурология». <...> Это связано прежде всего с тем, что в названных трудах не отражен ряд важных проблем, находящихся с момента конституирования социологии культуры как отдельной отрасли социологического знания и до сегодняшнего дня в центре внимания исследователей; отсутствует описание методик, с помощью которых можно получать эмпирические данные о состоянии тех или иных социокультурных феноменов; весьма бегло изложена история становления и развития социологии культуры. <...> История ее существования как отдельной отрасли социологического знания насчитывает менее ста лет, поэтому в ней много еще не проясненного, неоднозначного, требующего уточнения и конкретизации. <...> Описание генезиса представлений о предмете и методе социологии культуры, анализ современной трактовки предмета социологии культуры, выяснение ее структуры, определение места социологии культуры в системе гуманитарного знания даны во втором разделе. <...> В третьем разделе раскрывается содержание базовых понятий социологии культуры, проясняется смысл таких терминов, как «субкультура», «культурная деятельность», «культурный уровень», «молодежная культура», «контркультура», «рок-культура», «эстетическая культура», «социокультурная динамика» и т.д. <...> У истоков социологии культуры Написание относительно полной истории социологии культуры, где излагалась бы ее стройная периодизация, анализировались бы наиболее крупные работы, относящиеся к классике социологической мысли, давалась бы взвешенная оценка вклада в создание и развитие социологии культуры тех или иных авторов, представляется <...>
Социология_культуры._Уч._пос._Гриф_УМЦ_Проф._уч-к_(Серия_Cogito_ergo_sum).pdf
УДК 316.7(075.8) ББК 60.523ÿ73-1 Ø47 Рецензенты: доктор философских наук, профессор В.Ф. Левичева; доктор философских наук, профессор Ю.У. Фохт-Бабушкин Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Шендрик, Анатолий Иванович. Ш47 Социология культуры: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология» / À.È. Øåíäðèê. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 495 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»). ISBN 5-238-00896-1 Агентство CIP РГБ Рассматривается краткая история становления социологии культуры, дается представление о ее предмете и методе, месте в структуре гуманитарного знания, раскрывается содержание ее базовых понятий, описываются существующие в мировой и отечественной социологической науке методики фиксации различных социокультурных феноменов, анализируются результаты многочисленных исследований, проведенных в последние годы российскими социологами. На конкретных примерах, взятых из практики, раскрываются противоречия культурного развития общества, находящегося в процессе реформирования, показываются пути повышения уровня культурного развития российских граждан. Для студентов вузов, обучающихся на социологических, философских, культурологических, исторических факультетах, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, учителей старших классов общеобразовательных школ, научных работников, специализирующихся в области социологии культуры, философии культуры, культурологии. ББК 60.523ÿ73-1 ISBN 5-238-00896-1 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какойлибо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства
Стр.3
Оглавление Предисловие 3 Раздел I. История социологии культуры Глава 1. У истоков социологии культуры 1.2. Вклад мыслителей Средневековья в формирование корпуса социологического знания о культуре 1.4. Культурологическая проблематика в трудах мыслителей Нового времени 1.5. Европейские просветители и их вклад в создание фундамента социологии культуры Глава 2. Конституирование социологии культуры как особой гуманитарной науки о духе 2.1. Французская «критическая школа» и ее роль в обретении социологией культуры статуса самостоятельной гуманитарной науки 2.2. Вклад классиков марксизма в формирование основ социологической науки о культуре 2.3. Мыслители «культурно-исторической школы» о природе культуры и социальной обусловленности культурно-творческого процесса 2.4. Ж.-М. Гюйо и его решение проблемы познания культуры социологическими методами 2.5. Макс Вебер как один из основоположников современной социологии культуры 2.6. Альфред Вебер как создатель культурсоциологии 5 6 1.1. Элементы социологического знания о культуре в трудах мыслителей Древнего Китая, Древней Греции и Древнего Рима 6 13 1.3. Гуманисты Возрождения о культуре, социальных предпосылках возникновения и закономерностях ее развития 14 15 17 32 32 35 41 46 49 57 Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры и обретение ею статуса автономной отрасли социологического знания 3.2. Постановка и решение К. Манхеймом проблем предмета социологии культуры, ее «проблемного поля» и метода 66 3.1. Социологическая концепция культуры П.А. Сорокина и начало нового этапа в развитии социологии культуры 66 81
Стр.492
492 Глава 4. Исследования культуры в современной западной социологии 94 4.1. Особенности современного этапа развития западной социологии культуры 4.2. Социология музыки Т. Адорно как неотъемлемая часть социологии культуры 4.3. «Информационная» концепция культуры А. Моля и его представления о закономерностях развития культуры постиндустриального общества 4.4. Культура современного западного общества в зеркале социологии 94 101 117 121 Глава 5. Социология культуры в России: возникновение, особенности развития, современное состояние 126 5.1. Специфика становления отечественной социологии культуры 126 5.2. Первые опыты исследования социокультурных феноменов социологическими методами 5.3. Н.Я. Данилевский как один из основоположников отечественной социологии культуры 5.4. Вклад П.Л. Лаврова в создание фундамента отечественной социологии культуры 5.5. П.Н. Милюков и его представления о предмете, методе социологии культуры и ее месте в системе гуманитарного знания 5.6. Вклад русских марксистов конца ХIХ — начала ХХ в. в создание отечественной социологии культуры 5.7. Развитие социологии культуры в советский период отечественной истории 5.8. Отечественная социология культуры времен «перестройки» и начала экономических реформ 132 135 142 153 162 172 181 Раздел II. Предмет, метод социологии культуры и ее место в системе научного знания 187 Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры и его современная интерпретация 1.1. Классики западной социологической мысли о предмете социологии культуры 1.2. Представители современной западной социологии о «проблемном поле» социологии культуры 188 188 191
Стр.493
Оглавление 1.3. Понимание предмета социологии культуры в трудах советских социологов 1.4. Постановка и решение вопроса о предмете социологии культуры в трудах современных отечественных авторов Глава 2. Метод социологии культуры 2.1. Представления о методе социологии культуры, содержащиеся в классических трудах выдающихся представителей отечественной и западной культурфилософской и социологической мысли 2.2. Трактовка метода социологии культуры в работах современных авторов Глава 3. Место социологии культуры в системе научного знания 3.1. Трудности определения места социологии культуры в структуре научного знания 3.2. Социология культуры и философия культуры: точки пересечения «проблемных полей» 3.3. Социология культуры и теория культуры: специфика взаимосвязи 3.4. Социология культуры и психология искусства: общее и особенное 3.5. Социология культуры и этнография 493 193 207 221 222 234 242 242 245 251 258 260 Раздел III. Основные понятия социологии культуры 263 Глава 1. Культура 1.1. Трактовки культуры в трудах классиков социологической мысли 264 1.2. Понимание культуры в работах советских социологов 264 271 1.3. Социологическая концепция культуры: современный взгляд 274 Глава 2. Субкультура (субкультуры) 2.1. Выдающиеся представители западной общественной мысли о причинах возникновения и типологии субкультур 2.3. Современная трактовка природы, причин возникновения и функций субкультур 290 290 2.2. Осмысление феномена субкультур в работах отечественных авторов 298 305 Глава 3. Молодежная культура (молодежные субкультуры) 310 3.1. Постановка и решение проблемы молодежной культуры в трудах представителей западной социологической мысли 310
Стр.494
494 3.2. Отечественные ученые о причинах возникновения, специфике и типологии молодежных субкультур 3.3. Современный взгляд на природу, функции и генезис молодежных субкультур 3.4. Особенности становления, функционирования молодежных субкультур в России Глава 4. Рок-культура 4.2. Современные представления о рок-культуре и особенностях ее развития Глава 5. Контркультура 5.1. Роззак, Рейч, Йингер, Дэвис о природе контркультуры и особенностях контркультурного сознания Глава 6. Культурная деятельность 6.1. Постановка проблемы о природе культурной деятельности в работах отечественных социологов 6.2. Представление о культурной деятельности в трудах современных авторов Глава 7. Культурный уровень личности 7.1. Культурный уровень личности как концепт: критический анализ имеющихся точек зрения 7.2. Современные авторы о показателях и индикаторах уровня культурного развития личности 8.1. Уровень культурного развития территориального образования как система 8.2. Показатели и индикаторы уровня развития инфраструктуры сферы культуры, уровня насыщенности культурной жизни, уровня обеспеченности предметами культурно-бытового назначения и т.д. Глава 9. Эстетическая культура личности 9.1. Постановка вопроса о природе эстетической культуры в работах отечественных и зарубежных ученых 4.1. Осмысление феномена рок-культуры в трудах отечественных ученых 80—90-õ ãã. ХХ â. 315 317 349 353 353 358 370 370 5.2. Осмысление феномена контркультур в трудах отечественных авторов 373 376 376 380 382 382 390 Глава 8. Уровень культурного развития территориального образования 396 396 398 402 402
Стр.495
Оглавление 9.3. Опыт исследования эстетической культуры: некоторые результаты Глава 10. Духовные потребности 10.1. Осмысление феномена духовных потребностей в работах отечественных авторов 10.2. Современные представления о специфике и структуре духовных потребностей Глава 11. Социокультурная динамика Раздел IV. Культура в современном мире 495 9.2. Социологическая концепция эстетической культуры, показатели и индикаторы эстетической культуры личности 403 410 413 413 418 11.1. Концепция социокультурной динамики П.А. Сорокина 424 11.2. Трактовка А. Молем социокультурной динамики 437 Глава 1. Глобализация и ее социокультурные последствия 438 1.1. Отечественные и зарубежные ученые о природе глобализации 438 1.2. Влияние глобализации на процессы создания, потребления и распространения культурных ценностей 439 Глава 2. Становление «информационного» общества и трансформации в культуре 453 2.1. Ì. Ìàêëþýí, Ä. Áýëë, É. Ìàñóäà, Ì. Кастельс о специфических особенностях «информационного» общества 453 2.2. Новые информационные технологии и изменения в культуре. Социокультурные последствия возникновения «виртуальной реальности» 3.1. Современный этап общественного развития и позитивные перемены в отечественной культуре 461 Глава 3. Современная социокультурная ситуация в России 466 466 3.2. Противоречия развития культуры модернизирующегося общества и пути их разрешения 469 Приложение 1. Список основной и дополнительной литературы по курсу «Социология культуры» 479 Приложение 2. Темы курсовых и дипломных работ, рекомендуемые студентам Приложение 3. Контрольные задания для студентов 485 489 424 430
Стр.496

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ