ISBN 978-5-94839-559-3 Данное учебное пособие акцентирует внимание на теоретическом понятии художественной критики как особой творческой деятельности и совокупности форм, в которых эта творческая деятельность воплощается. <...> Место критики в системе художественной культуры . <...> НАУЧНОЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ В КРИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . <...> ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ . <...> Границы и проявления субъективности в критическом тексте . <...> И неважно, занимается ли этой деятельностью критикпрофессионал, или сам художник, пишущий критические статьи о других авторах (или о самом себе, «разъясняя» себя публике). <...> Существует разница между положением художественной критики в античности, когда критические суждения были предметом обсуждения «заинтересованных лиц» и включались в тексты художественных произведений, критикой в период расцвета русской литературы, приобретающей характер особого литературного направления, критики советской с мощным арсеналом средств массовой коммуникации и развитой цензурой и критикой современной, всё больше становящейся уделом узкопрофильных 4 специалистов, адресующих свои материалы профессионалам определённого вида искусства. <...> Но решение проблемы существенно изменится, если мы посмотрим на профессиональную, искусствоведческую, художественную критику как на проявление гораздо более общих процессов, глубоко укорененных в художественной культуре общества. <...> Восприятие художественного произведения всегда разрешается оценкой, критическим суждением. <...> Художественная критика становится необходимым звеном в осуществлении художественной коммуникации и ещё одним значимым элементом структуры художественной культуры. <...> 1 Художественная критика и её место в культуре общества [Электронный ресурс] URL: http://assamblea.kg/estetika/iscusstvo/70-khudozhestvennaja-kritika-i-ee-mesto-v.html – заглавие с экрана 8 Резюмируя вышеуказанное, мы можем предложить следующую структуру художественной культуры, говоря <...>
Художественная_критика__Учебное_пособие_для_студентов,_обучающихся_по_направлению_подготовки_51.03.01_Культу-_рология_и_специальности_52.05.01_Актёрское_искусство .pdf
УДК 008(073)
ББК 71я73
П12
Утверждено на заседании кафедры культурологии и социологии,
протокол № 6 от 18.03.2016
Рецензент:
Синецкая Т. М., канд. пед. наук, профессор кафедры истории и теории музыки ЧГИК
П12
Павлова, А. Ю. Художественная критика : учеб. пособие для студентов,
обучающихся по направлению подготовки 51.03.01 Культурология
и специальности 52.05.01 Актёрское искусство / А. Ю. Павлова,
Н. В. Сколова; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК,
2016 – 114 с.
ISBN 978-5-94839-559-3
Данное учебное пособие акцентирует внимание на теоретическом понятии
художественной критики как особой творческой деятельности и совокупности
форм, в которых эта творческая деятельность воплощается. Содержание учебного
пособия основано на теоретических аспектах изучения литературы, изобразительного
искусства, театра, музыки.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГИК
ISBN 978-5-94839-559-3
© Павлова А. Ю., Сколова Н. В., 2016
© Челябинский государственный
институт культуры и искусств, 2016
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 4
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ......................................................... 6
1. Место критики в системе художественной культуры ........................... 6
2. Художественная критика и журналистика ........................................... 10
ГЛАВА II. НАУЧНОЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ
В КРИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................... 16
1. Науки об искусстве и художественная критика .................................. 16
2. Художественная критика и публика ..................................................... 20
3. Художественная критика и художник .................................................. 24
ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ КРИТИКИ
И ЕЁ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ............................................................... 29
1. Критика как художественное творчество ............................................. 29
2. Критик-художник и критик-профессионал. ......................................... 31
3. Образное и логическое в художественной критике ............................ 36
ГЛАВА IV. ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОСТИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ .................................................................. 41
1. Различия в критических оценках .......................................................... 41
2. Границы и проявления субъективности в критическом тексте ......... 47
ГЛАВА V. РАССУЖДЕНИЯ О ПРОБЛЕМАХ
КРИТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ................................................................. 53
1. Основы критического анализа ............................................................... 53
2. Приёмы и техники критического мастерства ...................................... 62
ГЛАВА VI. ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ ............................. 70
1. Принципы разграничения жанров ......................................................... 70
2. Рецензия: жанровая специфика и виды ................................................ 73
3. Интервью: о «критичности» жанра ....................................................... 81
4. Критическая статья: и ее разновидности .............................................. 86
ГЛАВА VII. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА
В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ ........................... 96
Некоторые актуальные проблемы современной критики ...................... 97
Новые жанры в современной критике .................................................... 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................... 113
3
Стр.4