Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 509875)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Физическое воспитание детей школьного возраста (медицинские компетенции) (270,00 руб.)

0   0
АвторыБахрах Илья Исакович, Грец Георгий Николаевич
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц245
ID613052
АннотацияУчебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения 3++ для вузов физической культуры. Авторами обобщен собственный многолетний опыт работы в сфере физической культуры и спорта, систематизированы сведения о медицинском сопровождении физического воспитания и спортивного совершенствования, основах организации и методики занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста. В учебнике представлены материалы о физическом воспитании учащихся общеобразовательных учреждений с отклонениями в состоянии здоровья, физическом воспитании и спорте их сверстников-инвалидов.
Кем рекомендованоДопущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ
Кому рекомендованов качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования 49.00.00 «Физическая культура и спорт»
Физическое воспитание детей школьного возраста (медицинские компетенции) [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов физической культуры / ред.: И.И. Бахрах, ред.: Г.Н. Грец .— Смоленск : СГАФКСТ, 2017 .— 245 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/613052

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (МЕДИЦИНСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ) Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования 49.00.00 «Физическая культура и спорт» Смоленск 2017 2 УДК 796/799 ББК 75.0 Б 30 Рецензенты: Веневцева Ю.Л. - доктор медицинских наук, профессор; Хрущев С.В. - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации; Семенов В.Г. - доктор педагогиеских наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации Б 30 Физическое воспитание детей школьного возраста (медицинские компетенции) : учебник для студентов вузов физической культуры / под общ. ред. <...> Среди факторов риска нарушений состояния здоровья и адаптационного потенциала современных детей школьного возраста нельзя исключить негативное влияние чрезмерных психоэмоциональных нагрузок и уменьшение биологически необходимого объема двигательной активности. <...> Очевидно, что среди отдельных компонентов системы охраны здоровья современных детей школьного возраста, кроме социально-экономических и медицинских мероприятий, важное значение приобретают физическое воспитание и спортивное совершенствование. <...> Необходимо отметить, что эффективность физического воспитания и спортивного совершенствования детей школьного возраста во многом зависят от профессиональной компетентности выпукников вузов физической культуры. <...> В соответствии с концептуальными положениями указанных выше учебных дисциплин физические упражнения стимулируют процессы роста и развития <...>
Физическое_воспитание_детей_школьного_возраста_(медицинские_компетенции).pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (МЕДИЦИНСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ) Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования 49.00.00 «Физическая культура и спорт» Смоленск 2017
Стр.1
2 УДК 796/799 ББК 75.0 Б 30 Рецензенты: Веневцева Ю.Л. - доктор медицинских наук, профессор; Хрущев С.В. - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации; Семенов В.Г. - доктор педагогиеских наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации Б 30 Физическое воспитание детей школьного возраста (медицинские компетенции) : учебник для студентов вузов физической культуры / под общ. ред. И.И. Бахраха, Г.Н. Греца. – 2-е изд., исправ. и доп. – Смоленск: СГАФКСТ, 2017. – 245 с. ISBN 978.5. 222.11401.8 Учебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения 3++ для вузов физической культуры. Авторами обобщен собственный многолетний опыт работы в сфере физической культуры и спорта, систематизированы сведения о медицинском сопровождении физического воспитания и спортивного совершенствования, основах организации и методики занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста. В учебнике представлены материалы о физическом воспитании учащихся общеобразовательных учреждений с отклонениями в состоянии здоровья, физическом воспитаниии и спорте их сверстников-инвалидов. ISBN 978.5. 222.11401.8 УДК 796/799 ББК 75.0 © Бахрах И.И., 2017 © Грец Г.Н., 2017
Стр.2
3 Предисловие В настоящее время в Российской Федерации среди детей школьного возраста нередко наблюдаются случаи асинхронии и децелерации развития, низких показателей физической подготовленности, акцентуации характера и неврозов; заболеваний сердечнососудистой системы, органов дыхания, желез внутренней секреции, опорно-двигательного аппарата и других. Среди факторов риска нарушений состояния здоровья и адаптационного потенциала современных детей школьного возраста нельзя исключить негативное влияние чрезмерных психоэмоциональных нагрузок и уменьшение биологически необходимого объема двигательной активности. Очевидно, что среди отдельных компонентов системы охраны здоровья современных детей школьного возраста, кроме социально-экономических и медицинских мероприятий, важное значение приобретают физическое воспитание и спортивное совершенствование. Необходимо отметить, что эффективность физического воспитания и спортивного совершенствования детей школьного возраста во многом зависят от профессиональной компетентности выпукников вузов физической культуры. Поэтому значение учебных дисциплин «Теория и методика физической культуры» и «Теория и организация адаптивной физической культуры» для формирования профессиональной компетентности преподавателя физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и тренера трудно переоценить. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3++ для вузов физической культуры по направлениям подготовки 49.03.01- Физическая культура и 49.03.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) в процессе преподавания учебных дисциплин «Теория и методика физической культуры» и «Теория и организация адаптивной физической культуры» [квалификация-бакалавр] предусматривается изучение технологий физического воспитания и спортивного совершенствования учащихся школ, гимназий, лицеев и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В соответствии с концептуальными положениями указанных выше учебных дисциплин физические упражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмы адаптации, укрепляют здоровье и являются средством профилактики отрицательных проявлений гипокинезии лишь при условии их адекватности возрастно-половым и индивидуальным психосоматическим особенностям детей и подростков. Данное обстоятельство актуализирует значение целенаправленного формирования медицинских
Стр.3
4 компетенций у студентов вузов физической культуры по широкому кругу теоретических и практических вопросов медицинского сопровождения, организации и методики физического воспитания и спортивного совершенствования детей школьного ворзраста с различным состоянием здоровья. В настоящее время в Российской Федерации принимаются эффективные меры для модернизации физического воспитания и спортивного совершенствования детей школьного возраста. Очевидно, что одним из условий позитивного решения этой проблемы является повышение качества учебного процесса в вузах физической культуры, в частности, при изучении возрастных аспектов медицинского сопровождения и технологий физического воспитания и спортивного совершенствования учащихся обшеобразовательных учреждений. Следует отметить, что в отечественной учебно-методической литературе для студентов вузов физической культуры отсутствует учебник, в котором были бы представлены современные данные об основах детской спортивной медицины, организации и методике физического воспитания детей школьного возраста с различным состоянием здоровья. Авторы настоящего учебника надеются, что изложенные в нем основы знаний в области детской спортивной медицины и сведения об организации и методике физического воспитания детей школьного возраста будут способствовать формированию профессиональных компетенций будущих преподавателей физического воспитания и тренеров. Учебник рассчитан на преподавателей физического воспитания, тренеров, школьных и спортивных врачей. В написании учебника принимали участие: Бахрах И.И. – доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (часть 1, главы 1-7; часть 2, глава 2); Грец Г.Н. – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (часть 2, главы 1, 3); Виноградова Л.В. – кандидат медицинских наук, доцент (часть 1, глава 8).
Стр.4
243 СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ ......................... 5 Глава 1. Задачи и содержание детской спортивной медицины ............................ 5 1.1. Морфофункциональные особенности детей школьного возраста.... 6 1.1.1. Нервная система .................................................................................. 6 1.1.2. Эндокринная система .......................................................................... 9 1.1.3. Сердечнососудистая система ........................................................... 10 1.1.4. Система дыхания .............................................................................. 16 1.1.5. Система крови ................................................................................... 18 1.1.6. Система пищеварения ...................................................................... 18 1.1.7. Система выделения .......................................................................... 19 1.1.8. Костная ткань .................................................................................... 20 1.1.9. Мышечная система ........................................................................... 21 1.1.10. Двигательные качества .................................................................. 21 1.1.11. Биологический возраст ................................................................... 23 1.1.12. Исследование и оценка физического развития детей .................. 27 Глава 2. Функциональная диагностика ................................................................. 38 Глава 3. Врачебно-педагогические наблюдения .................................................. 51 Глава 4. Медицинское обеспечение массовых физкультурных и спортивных соревнований ...................................................................................... 57 Глава 5. Врачебный контроль физического воспитания детей школьного возраста .................................................................................................................... 63 Глава 6. Врачебный контроль юных спортсменов ............................................ 69 6.1. Организация и программа обследования .......................................... 69 6.2. Этапы спортивной подготовки .......................................................... 71 6.3. Спортивный отбор ............................................................................... 74 Глава 7. Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности .................................................................................................. 84 7.1. Режим и питание ................................................................................. 84 7.2. Физические средства .......................................................................... 89 7.3. Фармакологические средства ........................................................... 90 Глава 8. Заболевания и травмы у юных спортсменов ......................................... 93 8.1. Заболеваемость и травматизм ............................................................. 93 8.2. Факторы риска у юных спортсменов и их профилактика ............... 95 8.3. Острое физическое перенапряжение ................................................ 98 8.4. Перетренированность ....................................................................... 100 8.5. Патологическое спортивное сердце ................................................. 104 8.6. Нарушения вегетативной нервной системы.................................... 109 8.7. Нарушения репродуктивной системы ............................................ 111 8.8. Нарушения иммунной системы ........................................................ 112 8.9. Повреждения опорно-двигательного аппарата .............................. 113
Стр.243
244 ЧАСТЬ II. ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ....................................... 114 Глава 1. Основы организации и методики занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста ............................................................................... 114 1.1. Общие положения ......................................................................................... 114 1.2. Педагогические принципы занятий физическими упражнениями ..................................................................................... 116 1.3. Виды физических упражнений ......................................................... 118 1.4. Двигательные качества и методика их развития ............................ 127 1.5. Основы методики проведения организованных занятий физическими упражнениями ............................................................. 133 1.6. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями138 1.7. Особенности занятий физическими упражнениями со школьницами .................................................................................. 141 1.8. Самоконтроль ..................................................................................... 142 Глава 2. Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья ............................................................................................ 144 2.1. Задачи физического воспитания детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья .............................................. 144 2.2. Физическое воспитание школьников подготовительной медицинской группы ........................................................................ 145 2.3. Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы ................................................................................................ 159 2.4. Методика проведения занятий физическими упражнениями в специальной медицинской группе при различных заболеваниях 163 2.4.1. Заболевания нервной системы ....................................................... 163 2.4.2. Заболевания сердечнососудистой системы ................................... 169 2.4.3. Заболевания органов дыхания ........................................................ 174 2.4.4. Заболевания и последствия травм опорно-двигательного аппарата ............................................................................................ 177 2.4.5. Нарушения обмена веществ ............................................................ 185 2.4.6. Близорукость .................................................................................... 187 Глава 3. Адаптивное физическое воспитание и спортивное совершенствование детей с ограниченными возможностями здоровья ................................................................................................................ 189 Литература ............................................................................................................. 193 Приложение 1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 9 августа 2010 г. N 613н г. Москва "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий" (извлечения). Положение об организации медицинского осмотра (обследования) лиц, занимающихся физической культурой и массовыми видами спорта ........................................................................................................ 194 Приложение 2. Таблицы для оценки физического развития детей школьного возраста (метод перцентилей) .............................................................................. 201
Стр.244
245 Приложение 3. Биохимические показатели сыворотки крови ......................... 204 Приложение 4. Показания для назначения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у учащихся ............................. 207 Приложение 5. Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой ............................................................................................................... 217 Приложение 6. Перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом (Т.А.Макарова, 2006) ........... 221 Приложение 7. Примерные сроки возобновления занятий физкультурой и спортом после некоторых заболеваний и травм ................................................ 229 Приложение 8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ (извлечения) ...... 231 Приложение 9. Классификация спортсменов с ограниченными возможностями здоровья по медицинским показаниям и спортивнофункциональным параметрам .............................................................................. 234 Приложение 10. Рекомендации по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами в отдельных видах спорта ........................................................................................................... 235
Стр.245

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически