Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471194)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Формирование на уроках основ безопасности жизнедеятельности безопасного поведения учащихся при вынужденном автономном существовании в природной среде (180,00 руб.)

0   0
Первый авторГапельченков С. А.
Авторынауч. рук. канд. воен. наук, доцент А.А. Пилипчук
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц96
ID487387
АннотацияПоявление современных средств связи, телекоммуникаций, бытовой техники, создание новейших конструкций, повернули жизнь человека вспять, отучив его жить среди дикой природы. Но нередки случаи, когда человек оказывается вырванным из привычного образа жизни. В этом случае у него моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях. На сегодняшний день человек не владеет элементарными знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в условиях вынужденной автономии, что приводит к негативным последствиям. Выработаны рекомендации по совершенствованию форм и методов, направленные на формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений по поведению в условиях вынужденного автономного существования в природной среде на уроках ОБЖ, позволят человеку спасти свою жизнь.
Гапельченков, С.А. Формирование на уроках основ безопасности жизнедеятельности безопасного поведения учащихся при вынужденном автономном существовании в природной среде : выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль «Безопасность жизнедеятельности» / науч. рук. канд. воен. наук, доцент А.А. Пилипчук, С.А. Гапельченков .— Смоленск : СГАФКСТ, 2016 .— 96 с. : ил.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Формирование_на_уроках_основ_безопасности_жизнедеятельности_безопасного_поведения_учащихся_при_вынужденном_автономном_существовании_в_природной_среде.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» Факультет физической культуры и оздоровительных технологий Кафедра безопасности жизнедеятельности Заведующий кафедрой _____________ Пойманов В.П. «___» _____________ 20__ г. ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫНУЖДЕННОМ АВТОНОМНОМ СУЩЕСТВОВАНИИ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ Выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль «Безопасность жизнедеятельности» Студент-исполнитель Научный руководитель к.в.н., доцент Оценка за работу _______________ ______________ ______________ (прописью) Председатель ГЭК к.п.н., д.биол.н., профессор ______________ Гильденков М.Ю. Смоленск 2016 Гапельченков С.А. Пилипчук А.А.
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Понятия, сущность и содержание вынужденного автономного существования.........................................................................................................7 1.1. Понятие, сущность и содержание вынужденного автономного существования…………………………..………………………………….7 1.2. Основные приемы и способы выживания в условиях вынужденной автономии…………………………………………………………..............9 1.3. Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования…………………………………………………………….21 Глава 2. Исследование форм и методов обучения учащихся правилам безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования…………………………………………………………………...28 2.1. Исследование форм и методов обучения учащихся правилам безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования ….………………………………………………………...28 Глава 3. Рекомендации по совершенствованию форм и способов обучения учащихся правилам безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования……………………………………………………50 3.1 Совершенствование форм, методов, содержания обучения учащихся правилам безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования……………………………………………..50 Заключение………………………………………………………………56 Литература……………………………………………………………….59 Приложения………………………………………………………….......60
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ В начале XXI века, когда человечество окружило себя комфортом и жизнь, кажется, как никогда находится под защитой от могучих сил природы, нередки случаи непредвиденных обстоятельств. В природной среде постоянно происходят опасные процессы и явления, которые могут вызвать человеческие жертвы, нанести материальный ущерб и стать причиной стихийных бедствий [14]. Технологический прогресс со всеми его плюсами и легкостью обыденной жизни носит и негативный характер. Появление современных средств связи, телекоммуникаций, бытовой техники, создание новейших конструкций кораблей, самолетов, автомобилей, повернули жизнь человека вспять, отучив его жить среди дикой природы. Но нередки случаи, когда человек оказывается вырванным из привычного образа жизни. В этом случае у него моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях. Вынужденное автономное существование в природе оказывает огромное психологическое влияние на состояние человека, прежде всего потому, что в повседневной жизни люди привыкли к обычным условиям жизнедеятельности, к определенным законам, хорошо нам знакомым [16]. Именно в ситуации вынужденной автономии или групповой изоляции, человек должен действовать в различных направлениях, а именно: оказывать медицинскую помощь, добывать пищу, воду, строить укрытия. Все эти проблемы могут вызвать неуверенность в себе, а в таком случае, человек, поддавшийся панике, не способен определить очередность стоящих перед ним задач и правильно распределить время [17]. По статистике Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации за период с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года количество людей испытавших на себе всю тяжесть условий вынужденной автономии составляет более 5 тысяч человек .
Стр.3
4 Благодаря активной работе спасателей, было спасено более 3500 тысяч пострадавших. 500 человек вышли из леса самостоятельно. Более 1000 человек были найдены погибшими. Остальные считаются пропавшими без вести [42]. Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день человек не владеет элементарными знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в условиях вынужденной автономии, что приводит к негативным последствиям. Именно поэтому и очевидна потребность в формировании у учащихся теоретических знаний и практических умений по поведения в условиях вынужденного автономного существования в природной среде. В последнее время довольно часто упоминается о том, что именно дети и подростки попадают в экстремальные ситуации природного характера и становятся жертвами в результате элементарного незнания основных правил безопасного поведения в природной среде. Знание приемов самоспасения приобретает наибольший коэффициент полезного действия в случаях, когда человек владеет навыками практического выживания, когда не только знает, что делать в данной ситуации, но и знает, как это делать, т.е. когда теория смыкается с практикой. В разрешении данной проблемы, ведущее место занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Целью данного курса является формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение им знаний и практических умений, а так же навыков способствующих сохранению жизни и здоровья в чрезвычайных ситуациях [35]. В частности, с целью более объективной оценки деятельности общеобразовательных организаций (МОУ СОШ № 14, 27, г. Смоленска), при подготовке учащихся к безопасному поведению в условиях вынужденного автономного существования, было проведено анкетирование учащихся 10-х
Стр.4
5 классов по теме: «Правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии». В опросе анкетирования приняли участие 88 учащихся в возрасте от 16 до 18 лет, большинство из них – 52 в возрасте 16 лет. Из числа опрошенных, 40% учащихся, на вопрос «Сталкивались ли Вы (возможно Ваши знакомые) с ситуацией вынужденной автономии», ответили, «да» - сталкивались. Самым негативным моментом было то, что 90% учащихся не знают, как действовать в условиях вынужденной автономии, что говорит об актуальности исследования и необходимости совершенствования форм и методов обучения. Обобщенные результаты анкетирования изложены в Приложении №1. Объект исследования – образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеятельности. Предмет исследования – формы и методы обучения учащихся безопасному поведению при вынужденном автономном существовании в природной среде на учебных занятиях по ОБЖ. Цель исследования – выработать рекомендации по совершенствованию форм и методов, направленных на формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений по поведению в условиях вынужденного автономного существования в природной среде на уроках ОБЖ. Для достижения цели исследования в работе определяются следующие задачи: 1) Раскрыть сущность и содержание понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе. 2) Исследовать формы и методы обучения учащихся безопасному поведению в условиях вынужденного автономного существования. 3) Разработать рекомендации по совершенствованию форм и методов обучения учащихся правилам безопасного поведения при вынужденном автономном существовании на уроках ОБЖ.
Стр.5
6 Методы исследования: системный подход, метод социального эксперимента, теоретический анализ учебной и научной литературы, конкретно-социологический, обобщение педагогического опыта, моделирование, наблюдение, анкетирование. Гипотеза исследования: предполагается, что предложенные рекомендации позволят в определенной мере улучшить формирование теоретических знаний и практических умений у учащихся по поведению в условиях вынужденного автономного существования в природной среде на уроках ОБЖ. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, (кол-во приложений). Список литературы включает 50 источников. Экспериментальной базой исследования послужили МБОУ «СШ №14» города Смоленска; МБОУ «Средняя школа №27 имени Э.А Хиля» города Смоленска.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически