Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель
РФ, ректор НИПКиПРО
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ, г. Москва
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.02.17. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,5. Заказ № 63. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2017
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф., вицепрезидент
РАО, г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ст. науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
почетный работник
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Инновации в образовании:
проблема востребованности
и эффективности
Нынешнее образование отличается изобилием
различных нововведений, которые мы считаем инновациями.
Но все ли они действительно являются
таковыми?
Во-первых, инновации рождаются от практической
необходимости, когда все реально существующие методики,
технологии, пути решения практических задач
не подходят для достижения поставленных целей. Вовторых,
инновациями являются такие нововведения,
которые обладают абсолютной новизной. Наконец,
инновации должны обеспечивать ожидаемый положительный
результат, т. е. быть эффективными.
Внедрение инноваций в систему образования имеет четко определенную и выверенную логику.
Востребованность инновации диктуется назревшими и осознанными противоречиями, разрешение
которых и вызывает необходимость применения тех или иных новых подходов к организации
и осуществлению учебно-воспитательного процесса. Противоречия, как правило, назревают между
существующими, традиционными путями решения учебно-воспитательных задач и выдвигаемыми
требованиями времени к системе образования. Противоречия актуализируют формулировку цели
предполагаемого содержания нововведения и комплекса задач по его внедрению.
После детальной разработки инновации обеспечивается ее апробация и проводится эксперимент
по проверке надежности и эффективности нововведения. Если требуется, осуществляется корректировка
инновации и только после всего этого можно внедрять инновацию в практику образования.
Как видим, процесс разработки и внедрения инновации многоэтапен и занимает достаточно много
времени, но именно такой подход позволяет сделать инновацию надежной, высокоэффективной
и со временем стать высокопродуктивной традицией.
Необходимо помнить, что инновации являются одним из многосторонних, многоплановых предметов,
так как само понятие «образование» многоаспектно. Поэтому правомерно рассматривать
многообразие инноваций в образовании. Скажем, актуальными будут классификации инноваций по
различным основаниям (по объектам образования, по типу новизны, источникам инноваций, авторству,
масштабам их внедрения).
Важными вопросами являются изучение деятельности работников образования при разработке
и внедрению инноваций, а также масштабы внедрения инноваций.
Работа с инновациями требует очень серьезного и системного подхода на всех ее этапах. Только
такой подход позволит обеспечить решение проблемы востребованности и эффективности инноваций
в образовании.
Стр.2