ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1456)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, редактор журнала «Народное образование»
Åâãåèé ßáóðã, доктор педагогических наук, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Нина Целищева (редактор), Елена Шишмакова (выпускающий редактор),
Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org: www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹4-5’2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.В. Караваев,
Д.Ю. Ипутатов
Российское образование:
финансирование, развитие,
конкурентоспособность
Ю.М. Резник
Конструирование бытия
человека: от социальной
инженерии к гуманитарным
технологиям проектирования
9
Проблема совершенствования качества образовательной системы России.
Своевременное структурно-содержательное обновление материальнотехнической
базы образования и повышение эффективности существующего
финансирования. Материально-технический и финансовый аспекты
процесса результативного реформирования образования в стране
(обновлённые информационные данные).
17
Конструирование человека и его бытия в социуме. «Творение человека»
— дело тысяч и тысяч специалистов, в том числе учителей
и социальных педагогов, и на них лежит огромная ответственность
за изменения. Возможности и границы применения социоинженерного
(технократического по сути) и гуманитарного подходов в сфере
конструирования процессов обучения и воспитания подрастающих
поколений.
И.В. Бестужев-Лада
Проблемная ситуация в сфере
образования и пути е¸ решения
К. Робинсон
Образование по-американски:
бросить уч¸бу ради успеха,
или в ч¸м секрет человеческого
счастья
А.Г. Бермус
Ключевые метафоры
инновационных процессов
в образовании
30
Видение ситуации в отечественном образовании и его участников, взгляд
на пути её разрешения. Ожидаемые и желаемые изменения в системе
народного образования России — из прошлого в будущее.
37
Иллюзии и реалии общего образования в США. Американская школа
и построение собственного успеха: причины, по которым люди становятся
счастливыми.
46
Исчерпание существующей парадигмы инновационной деятельности
в образовании. Текущий кризис инновационной деятельности. Измерения
кризиса инновационности: ценностное, концептуальное, организационноуправленческое,
финансовое. Концептуальная неопределённость в отношении
сущности и направления инновационной деятельности. Актуальный
инструмент осмысления инновационной политики и практики —
анализ ключевых метафор (Дж. Лакофф). Идейные расхождения природсообразной
педагогики и концепций «развивающего» образования...
2
Народное образование 4-5’2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Т.И. Курасова
Моя страна — Россия,
или Зачем нам нужен конкурс
им. А.С. Макаренко
Дж. Малген
Школа-студия:
короткий путь внедрения
57
Итоги ХIV Международного конкурса им. А.С. Макаренко и научнопрактической
конференции «Макаренковские чтения», прошедших
с 1-го по 5-е апреля 2016 года в Якутии.
64
Идея создания нового вида школ, которые изменят общепринятое
представление о том, зачем нужна школа и как она функционирует.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
Идиотизм образовательного
надзора
А.В. Щербаков
Современная электронная
деловая переписка в аспекте
коммуникативного принципа
этичности
О.Е. Ковру,
Н.М. Хузина
Аттестация педагогических
кадров: содержание,
решения, проблемы
Е.В. Колесникова
Здоровье педагога:
культура питания
в условиях техногенеза
67
Экзистенциальный ужас свободы в отечественном образовании.
Новшества и контроль за их освоением. Профанация освоения новшеств.
Подмена освоения новшеств освоением форм отчётов, мониторингов
и других следствий контрольной деятельности.
76
Эффективная коммуникация и деловое общение. Принципы
эффективного общения. Деловое общение в электронной среде.
Удачные и неудачные формы общения. Нормативность в деловой
электронной переписке.
81
Анализ порядка проведения процедуры аттестации в России.
Проведение аттестации педагогических работников в республике
Карелия. Проблемы, требующие решения на федеральном уровне.
88
Здоровое рациональное питание, качество и безопасность
продовольствия. Их значимость для педагогических работников.
Важность знаний об источниках загрязнения пищевых продуктов
чужеродными химическими веществами, о мерах профилактики и защиты
от их нежелательного воздействия на организм здорового человека.
Культура питания образованного человека, в том числе в рамках новых
концепций подготовки кадров, как для отрасли общественного питания,
так и для работы среди педагогов, руководителей образования,
родителей, учащихся.
3
Народное образование 4-5’2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Т.В. Самсонова,
В.Н. Рамазанова
Сетевая модель обучения
с использованием ИКТ:
опыт становления
94
Сетевая модель реализации образовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Создание единого информационно-образовательного пространства
с открытым пакетом образовательных программ учебных курсов,
дисциплин (модулей) и возможность разработки гибких модульных
индивидуальных образовательных траекторий (на основе учёта интересов,
способностей и потребностей учащихся).
В.Н. Блинов,
Н.С. Макарова
Структура распорядительной
документации
в общеобразовательной
организации как отражение
дефицита инновационной
деятельности
101
Комплексная организационная диагностика муниципального образовательного
учреждения. Низкая культура разработки и документирования управленческих
решений — патология, сдерживающая рост и развитие
отечественных предприятий. Ситуационные и разовые решения, поддерживающие
рутинный образовательный процесс, отсутствие решений
по внешним связям и инновационной деятельности.
Консультации
Е.Л. Болотова 105
Работа учителя без квалификационной категории. Ограничения в приёме
учащихся в 10-й класс. Отчисление учащегося из школы при его переходе
в другое образовательное учреждение. Форма для учащихся.
Использование в документах терминов «обучающийся», «учащийся».
Введение элективного курса, допустимая нагрузка. Минимальная нагрузка
для сохранения педагогического стажа. Особенности работы учителя
информатики.
С.Б. Хмельков 109
Обязан ли работодатель предоставлять педагогическим работникам
методический день? На какой нормативный правовой акт опираться при
представлении отпуска? Каков режим рабочего времени педагогических
работников в каникулярное время? Какой нормативной базой
определяется режим работы педагога-психолога?
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
М.А. Чошанов
Дидактическая инженерия,
или Как учить в цифровую
эпоху
113
Феномен дидактической инженерии — особенности интеграции дидактики
и инженерии в условиях информатизации образования. Проблема
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и дистанционного
образования. Зарождение идеи в процессе разработки и преподавания
«гибридного» (частично онлайнового) и полностью дистанционного курсов
для учителей математики в Техасском университете.
4
Народное образование 4-5’2016
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
В.С. Лазарев
Проекты учащихся: проблема,
действия, план, оценка
В.Н. Янушевский
Тематический и системносинергетический
подходы
к организации учебного
проектирования
Е.О. Черкашин,
Е.В. Титов
Городское хозяйство как
перспективная сфера реализации
профессиональных интересов
старшеклассников
В.Г. Разумовский,
А.Ю. Пентин,
Г.Г. Никифоров,
Г.М. Попова
Естественнонаучная грамотность:
контрольные материалы
и экспериментальные умения
Л.В. Бондаренко
Методика Ривина.
Изучение учебных и научных
текстов в диалоге
И.Б. Мылова
Одар¸нные дети:
современная отечественная
методология
М.В. Кларин
Игровые обучающие технологии:
в школе, на работе, в армии
133
Условия и принципы формирования действий. Запуск проектной
деятельности. Формулировка проблемы, выбор темы, планирование
и оценка результатов.
143
Возможные типы проектов в основной школе на основе тематического
и системно-синергетического подходов к учебному проектированию
школьников.
153
Возможность знакомства старших школьников с современным городским
хозяйством как сферой будущей профессиональной деятельности
посредством выполнения учебных проектов.
159
Исследование естественнонаучной грамотности девятиклассников
на муниципальном уровне. Естественнонаучная грамотность в стандарте
общего образования. Недостаточный уровень оснащённости школ
как препятствие в достижении школьниками результатов по естественным
наукам. Структура и уровень сложности материалов. Оценка
экспериментальных умений.
168
Коллективный способ обучения в образовательном процессе.
Практические аспекты внедрения методики Ривина в современной
школе.
178
Обзор концепции одарённости, принятой в России. Научное
содержание, основные понятия, ориентиры для педагогов и психологов,
практическое применение концепции в образовании.
189
Современные разработки игровых обучающих технологий на разных
уровнях непрерывного образования: игра в виртуальной реальности,
имитационное моделирование — на основе компьютерных имитаций
и без компьютера, «серьёзные игры». Авангардные методы исследования
и моделирования реальности — интегрирование с игровыми обучающими
технологиями, исследованием сложной социально-политической
или военной реальности и генерацией нового опыта. Сфера применения
игровых обучающих технологий на всех уровнях непрерывного образования
— от школы до работы и армии.
5
Народное образование 4-5’2016
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Консультации
О.В. Козачек,
В.Н. Панченко
201
О проблемах детей, родителей и педагогов в школе.
В.А. Власенко 205
Ответы на вопросы о комплектации образовательных учреждений
средствами мультимедиаоборудования и возможности применения
его в учебном процессе.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
М.П. Гурьянова
Вернуть общественность
в процесс воспитания детей —
государственно-общественная
задача
Е.В. Гришина
Психологические характеристики
образовательной среды
и антивитальные переживания
подростков
Е.Ю. Илалтдинова,
С.В. Фролова
Пространственный подход
к воспитанию в образовательной
организации
С.К. Рыженко
Социальные эксперименты
и психология, или Разговор
с подростками о пранках
209
Возвращение общественности в процесс воспитания и социализации
детей. Оказание помощи детям и семьям, находящимся в трудной
жизненной ситуации и социально опасном положении в пространстве
места жительства.
215
Психическое развитие подростков и безопасность образовательной
среды. Типы подростков. Образовательная среда и психическое здоровье
подростков.
219
Образовательное пространство как предмет научной дискуссии
и инструмент построения образования на основе свободного выбора.
Отечественные традиции и перспективы подхода в науке и практике.
225
В информационном мире у детей много «воспитателей», влияние
которых часто оказывается неоднозначным, а порой и деструктивным:
телевидение, компьютерные игры, Интернет. Среди них — ещё один
появившийся сравнительно недавно — «пранк». Как использовать его
для решения воспитательных задач?
Стр.7