ВНИМАНИЕ УЧИТЕЛЮ!
ЖУРНАЛ
— теперь и ВАШ ЖУРНАЛ!
Ф
едеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования предусматривает уже в основной школе «формирование у школьников
основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки,
реализации и общественной презентации учащимися результатов исследования,
предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Внедрение проектного и исследовательского обучения в качестве инновационной
результативной технологии снова проведено, можно сказать, «сверху», без уч¸та
возможностей педагогических коллективов самой школы, не только не осуществив,
но даже не создав базу для массовой переподготовки педагогов и целенаправленной
подготовки будущих учителей в ключе нововведений. Таким образом, с самого
начала в спешке, искусственно созданная социальная ситуация снова оставляет учителя
один на один со сложнейшими психолого-педагогическими проблемами, естественно
возникающими при освоении инноваций.
Какие изменения нужны системе преподавания моего предмета? Каким образом
вместить все этапы проведения исследования в урок или цикл уроков? Владею ли я
основами исследовательской деятельности и готов ли проводить е¸ с детьми?
Какие исследования в учебном процессе должен проводить учитель с учащимися?
Какова последовательность формирования исследовательских умений и навыков
по ступеням?
И это ещ¸ далеко не полный перечень вопросов, встающих перед учителем.
Наш журнал поможет Вам пут¸м самообразования подготовиться к работе в условиях
исследовательского обучения, в н¸м вы найд¸те ответы на важнейшие вопросы.
Подписной индекс в каталогах «Роспечать» — 81415
Учителя, имеющие опыт организации проектной и исследовательской деятельности,
могут стать нашими авторами (публикация бесплатная).
E-mail: yuny.issledovatel@yandex.ru
Стр.2
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1454)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, редактор журнала «Народное образование»
Åâãåèé ßáóðã, доктор педагогических наук, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Нина Целищева (редактор), Елена Шишмакова (выпускающий редактор),
Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org: www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹1’2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.А. Фролов,
Е.Ю. Илалтдинова,
С.И. Аксёнов
Ицхак Адизес
и Антон Макаренко: развитие —
основа успеха организации
В.П. Лукьяненко
Компетентностный подход:
оценка эффективности с позиций
методологического анализа
И.В. Бестужев-Лада
Современная российская школа
А.Б. Вифлеемский
Учебники, учебные пособия,
рабочие тетради…
М.Б. Зыков
Современная интерпретация
педагогического учения
Антона Сем¸новича Макаренко
18
Компетентностный подход в системе образования России. Анализ
и аргументация. Несостоятельность положений. Основные недостатки
компетентностной парадигмы, реализуемой в российском образовании.
28
Нынешнее образование, и каким оно может быть. Обоснование причин
существующей ситуации народного образования и видение для будущего.
32
Обеспечение образовательного процесса учебными средствами. Практика
правового регулирования обеспечения учебниками, пособиями, тетрадями
и канцтоварами учащихся школ. Прецеденты в регионах.
41
Основные мировые тренды развития педагогической теории и практики.
Опережающая теория А.С. Макаренко, в которой автор угадал
современные тренды и смог их успешно реализовать в практике.
7
Научные взгляды И. Адизеса — оргконсультанта и учёного.
Сравнение взглядов и позиций представителей социального
конструктивизма XX и XXI века.
2
Народное образование 1’2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
С.Л. Фоменко
Как из разобщ¸нных
педагогов сформировать
коллектив?
С.А. Краплин
Аттестация педагогических
работников с применением
информационных технологий:
управленский аспект
М.П. Гурьянова,
В.М. Малинин
Социальный педагог
и проблемы
здоровьесбережения
школьников
М.И. Степанова
Санитарно-гигиенический
режим школы: изменения
в законодательстве
А.Б. Вифлеемский,
И.И.Муха
Облачная бухгалтерия:
практика и теория
47
Становление педагогического коллектива как субъекта реализации
компетентностной модели образования и решение образовательных задач
нового типа.
53
Процедура, содержание, организация оценки профессионального уровня
учителей. Порядок подачи и оценки материалов в квалификационную
комиссию. Экспертная оценка при присвоении квалификации.
57
Модель деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной
сферы. Создание условий для физкультурно-оздоровительной практики
в ОУ. Активизация социально-педагогических ресурсов для развития
массовой физической культуры и семейного спорта. Проектирование
инфраструктуры физкультурно-спортивной работы.
66
Изменения в законодательстве, регламентирующем гигиенические
требования и нормы для учащихся различных образовательных центров.
71
Целесообразность внедрения новшеств в образовании на примере
внедрения облачных технологий. Аспекты внедрения новшества.
Взвешенные управленческие решения.
Консультации
Е.Л. Болотова 79
Должностные обязанности учителя информатики, доплаты. Получение лицензии
на обучение детей в классах коррекции. Привлечение к ответственности
педагогов, превышающих свои должностные полномочия. Что нужно
знать родителям, отдающим ребёнка в негосударственную школу. Какой
аттестат выдадут ребёнку, окончившему негосударственную школу. В каком
случае школа может отказать в приёме.
С.Б. Хмельков 82
Обеденный перерыв музыкального работника. Категории педработников
без аттестации. Срок действия квалификационной категории.
3
Народное образование 1’2016
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
М.В. Кларин
Трансформирующее
обучение
85
Концепция инновационного образования. Новые вопросы современной
практики обучения. Практика повышения квалификации педагогов.
Новый профессиональный опыт. Инновационное образование как
средство прохождения кризисных ситуаций индивидуального и/или
коллективного субъекта (ситуации жизненного, профессионального,
производственного, организационного кризиса). Понимание
трансформирующего обучения как одновременного порождения
и освоения объективно нового опыта.
Г.В. Раицкая
Начальная школа по-новому,
или Как эксперимент
работает на учителя
М.М. Поташник,
М.В. Левит
Чем отличается хороший урок
на основе ФГОС от хорошего
урока до освоения ФГОС
И.Ю. Островская
Как подготовить текст
на «ïÿò¸ðêó»?
95
Механизм повышения квалификации. Требования профессионального
стандарта к трудовым действиям учителя начальных классов. Разработка
программ учебных дисциплин. Практика обучения педагогов в процессе
повышения квалификации. Инструментарий проверки сформированности
трудового действия.
101
Концептуальные отличия содержания и организации образования
по результатам внедрения ФГОС. Различия и их обоснование.
108
В условиях конкурентной среды педагог принимает на себя новые роли,
в том числе, руководителя исследовательской работы учащихся. Эта
сложная работа требует от него знаний и умений. Что учесть учителю,
чтобы результаты его труда были оценены по достоинству?
Т.В. Машарова,
М.В. Кузьмина
Виртуальная стена или холст
для коллективной работы Lino
В.А. Власенко
Как продуктивно
использовать Интернетресурсы
и оборудование
Консультации
115
Виртуальная стена: холст для коллективной работы или альтернатива
школьной стенгазете? Информационные технологии — изменяют ли они
воспитательный процесс? Можно ли такие изменения считать новшеством?
119
Ответы на вопросы о комплектации образовательных учреждений
средствами мультимедиа-оборудования и возможности применения его
в учебном процессе.
4
Народное образование 1’2016
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
В.А. Копылов,
И.В. Лесник
Как воспитать чувство
гордости за достижения
российской науки
у современных подростков?
И.А. Писаренко
Психология иждивенчества
в семейном воспитании
П.В. Митяшов
В продолжение
долгого разговора
М.Н. Маликова
Педагогические эффекты
социальной рекламы
в воспитании детей и подростков
Я. Турбовской
Владимир Ильич Ленин:
взгляд педагога
129
Трансформации в обществе оказывают влияние на содержание
образования и становление граждан. На смену людям труда приходят
люди-иждивенцы. В чём кроются причины этой тенденции? Можно ли
их преодолеть?
139
Дискуссия по статье Е.А. Ямбурга «И долгим будет разговор».
Историческая правда — факты и обучение школьников.
144
Социальная реклама в России. Участие школьников в создании
социальной рекламы. Воспитательный потенциал социальной рекламы.
Алгоритм создания социальной рекламы и участие в конкурсе.
Электронная версия
149
Отношение к истории как проблема и индикатор ценностей. Историческая
оценка как провокация. Владимир Ленин — фигура, перед которой
испытывали пиетет многие поколения страны. Можно ли и сегодня
увидеть в ней неоспоримые достоинства?
Консультации
О.В. Козачек 151
Советы учителям, родителям и подросткам по преодолению учебных,
эмоциональных и семейных проблем.
123
Нравственно-ориентированная ситуация с примерами из отечественной
науки в технологической карте урока. Универсальность научных
интересов — универсальность культуры личности. Формирование
нравственных качеств учащихся в процессе педагогической работы.
Стр.7