Московского университета Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Тюльков И.А., Грицюк Я.А., Лунин В.В. <...> Оценивание образовательных программ в контексте нового за кона “Об образовании в Российской Федерации” . <...> Культурноисторическая психология как основа гуманизации системы образования республики Казахстан . <...> Video tutorials: didactic features, classification and legal issues of deve lopment and distribution. <...> Тюльков, Я.А. Грицюк, В.В. Лунин (химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова; email: tiulkov@general.chem.msu.ru) В статье описана современная ситуация подготовки педагогиче ских кадров для преподавания химии в школах и вузах. <...> Представлен опыт взаимодействия химического факультета МГУ с факультетом пе дагогического образованияМГУ. <...> В рамках программы“МГУ—школе” проводится большая работа по повышению квалификации педагогов— преподавателей химии средних школ. <...> Сегодня 38 вузов, половина из которых—классической (а не пе дагогической!) направленности, имеют направление подготовки “Педагогическое образование”, 22 готовят бакалавров по про филю “Химия” или “Химия + другой родственный предмет”, чаще всего биология [2]. <...> —“Эн циклопедия для детей” издательства “Аванта+”—привлекла луч ших популяризаторов науки. <...> Привлечение студентов, аспирантов, профессорскопрепо давательского состава классических университетов к работе со школьниками (в олимпиадах, школах юных, подшефных шко лах) в советские годы только приветствовалось и давало людям науки толчок к активной педагогической деятельности—приво дило к повышению педагогического и организационного мастер ства. <...> Однако участие классических университетов в педагогическом образовании сегодня резко ограничено—имеется усиливающий ся разрыв между школой и вузом. <...> В стенах классических, технических, медицинских университетов всегда были и есть люди (от студентов до профессоров и академиков), которые с большим <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№2_2014.pdf
Московского
университета
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Тюльков И.А., Грицюк Я.А., Лунин В.В. Педагогическая составляющая фунда
ментального химического образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Педагогические размышления
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Построение классификации педагогических изме
рений на основе системы психологических принципов . . . . . . . . . . . . 15
Еровенко В.А. Диалог культур в гуманитарном и математическом образовании . . . 34
Михайлова Н.В. Математическое знание и его экспликация в философии обра
зования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Пономарев Р.Е. Сущность образования в культурном измерении. . . . . . . . . . 56
Реалии педагогического образования
Анохина Г.М. Готовностьпедагогического образования к реализации личностно
ориентированной модели школьного образования . . . . . . . . . . . . . . . 67
Якушева С.Д. Интуиция в профессиональной деятельности современного педа
гогамастера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Опыт практической педагогики
Овчинников А.В. Оценивание образовательных программ в контексте нового за
кона “Об образовании в Российской Федерации” . . . . . . . . . . . . . . . 88
Пугачев И.Ю. Педагогическая интеграция научных представлений о физиче
ской работоспособности студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Голоса молодых
Широков Д.В. Дидактические особенности, классификация и правовые вопро
сы разработки и распространения видеоуроков . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Чужая жизнь и берег дальний
Намазбаева Ж.И. Культурноисторическая психология как основа гуманизации
системы образования республики Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
В перерывах между лекциями
Студенческий лексикон прописных истин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
3
№ 2• 2014 •АПРЕЛЬ—ИЮНЬ
Выходит один раз в три месяца
Вестник
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
Стр.1
CONTENTS
Question of present interest
Tyulkov I.A., Gritzuk Ya.A., Lunin V.V. Pedagogical component of classic chemistry
education in University . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Pedagogical Ideas
Monakhov V.M., Firstov V.E. Building classification educational measurement based
psychological principles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Erovenko V.A. Culture’s dialog in the humanitarian and mathematical education. . . . 34
Mikhailova N.V. Mathematical knowledge and its explication in the philosophy of
education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ponomarev R.E. Summary of education in the cultural dimension . . . . . . . . . . . . 56
45
Reality of Pedagogical Education
Anokhina G.M. Willingness to implement teacher education individually oriented mo
del of schooling. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Yakusheva S.D. Intuition in professional activity of modern proficient teachers. . . . . 80
Experience of Practical Pedagogics
Ovchinnikov A.V. Educational programs evaluation as used in the last law on educa
tion in the Russian Federation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Pugachev I.Ju. Pedagogical integration of scientific knowledge on the physical working
capacity of students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
The Voices of the Youth
Shirokov D.V. Video tutorials: didactic features, classification and legal issues of deve
lopment and distribution. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Foreign Life and Distant Land
Namazbaeva J.I. Culturalhistorical psychology as a basis of the humanization of the
education system in Kazakhstan . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
In the Interim Between Lectures
Student lexicon common truths. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
3
©Издательство Московского университета.
“Вестник Московского университета”, 2014
Стр.2
ВЕСТН.МОСК.УНТА.СЕР. 20.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ. 2014.№2
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО
ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. Тюльков, Я.А. Грицюк, В.В. Лунин
(химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова;
email: tiulkov@general.chem.msu.ru)
В статье описана современная ситуация подготовки педагогиче
ских кадров для преподавания химии в школах и вузах. Представлен
опыт взаимодействия химического факультета МГУ с факультетом пе
дагогического образованияМГУ.Показано, что на химическом факуль
тете собран уникальный методический материал по организации олим
пиад по химии различного уровня. В рамках программы“МГУ—школе”
проводится большая работа по повышению квалификации педагогов—
преподавателей химии средних школ.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, преподавание хи
мии, повышение квалификации преподавателей.
Кначалу 1990х гг. вСоветскомСоюзе сложилась устоявшая
ся система подготовки и повышения квалификации работников
образования. Подготовкой учителей занимались педагогические
институты и педагогические училища, повышением квалифика
ции — институты повышения квалификации от районного до
всесоюзного уровня.
В программы подготовки студентов классических универси
тетов входили дисциплины “Методика преподавания химии” и
“Педагогика и методика воспитательной работы” [1], но систе
матической подготовкой педагогических кадров университеты
не занимались.
Более чем за 20 лет существования современной России систе
ма педагогического образования претерпела существенные, во мно
гом — негативные изменения. Она пошатнулась (и скорее всего
уже прошла “точку невозврата”) — многие педучилища переста
ли существовать, а часть региональных пединститутов слились
с политехническими институтами, чтобы превратиться в совре
3
Стр.3