№2 ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ГУМАНИТАРНОМ И МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В.А. <...> Еровенко (механикоматематический факультет Белорусского государственного университета; email: erovenko@bsu.by) В ХХ в. впервые появилась идея диалога культур. <...> Обращение к диалогу—это неизбежная и, возможно, единственная альтернатива ду ховному насилию. <...> Это актуальная проблема и для математического образования гуманитариев, поскольку социальногу манитарное знание, несмотря на потрясшие его постсоветские кризи сы, продолжает удерживать мировоззренческие позиции в системе вы сшего образования и все еще способно служить основой для духовного и интеллектуального развития студентов. <...> Мытратим душу, эмоции и разум на достижение благородных целей общего математического образования, но, получив жела емое, математики все равно хотят чегото нового, несмотря на про возглашенную Ч. <...> К сожалению, эти две культуры пока не столько дополняют друг друга, сколько противостоят, разделяя людей, не желающих понимать проблемы своих оппонентов. <...> Но неслучайно классическая и современная математика всегда оставались дисциплинами мировоззренчески ми, поскольку серьезные размышления, пусть даже в небольших “лечебных дозах”, требуют расширения горизонтов образования. <...> Напри мер, несмотря на разброс мнений на соотношение двух выдающих ся феноменов человеческой культуры — математики и филосо 34 фии, — их мировоззренческое взаимодействие в образователь ном контексте состоит в том, чтобы выявить способы понимания философии и математики с учетом специфических черт гумани тарного и математического мышления. <...> На основании этого можно более аргументированно говоритьиомировоззренческом диало ге культурв гуманитарном и математическом образовании. <...> Проникновение математических методов в область гумани тарного знания противоречит отдельным постмодернистским тен денциям в целом, способствующим “расщепленному” состоянию <...>