ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ . <...> МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ . <...> ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА НА ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ . <...> ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ . <...> ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ . <...> ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА . <...> ПАССИОНАРНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА . <...> МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. <...> МОТИВАЦИЯ СУБЪЕКТОВ НАУЧНОГО РУКОВОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДИССЕРТАЦИИ НА ЗВАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК . <...> КОЗО-ПОЛЯНСКОГО ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА – ЦЕНТР ИНТРОДУКЦИИ И СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РАСТЕНИЙ . <...> : Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного профессионального образования : сб. статей / редкол. <...> ОБ ЭВРИСТИКЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Рец. на кн. <...> : Эвристика педагогической концепции в построении исcледовательского процесса / под ред. проф. <...> 206 3 ВЕСТНИК ВГУ PROCEEDINGS OF VORONEZH STATE UNIVERSITY СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ВЕСТНИК ВГУ RULIENE L. <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ УДК 378 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ Д. А. <...> 7 ВЕСТНИК ВГУ Высшее образование останется массовым Рост числа россиян, получивших высшее образование, – важнейший тренд последнего десятилетия. <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ рить о компетенциях общих, ядерных, профессиональных, этических, личностных и т.п. <...> Тем более, что у нас уже 9 ВЕСТНИК ВГУ есть большой опыт в этой области, в частности <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Серия_Проблемы_высшего_образования_№1_2013.pdf
ВЕСТНИК
ВОРОНЕЖСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Издается с 2000 г.
Выходит 2 раза в год
Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 1. Январь — июнь
СОДЕРЖАНИЕ
I. СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ЕНДОВИЦКИЙ Д. А. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ ................................................7
ВЫСШАЯ ШКОЛА И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА ...............................................................................12
РОГАЧЕВА О. С. О «БУДУЩЕМ» В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ НОВОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» .................................................23
АРТАМОНОВА Е. В. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ............................................................................................................................................................31
II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
БАТАРЧУК Д. С., БАТАРЧУК Е. А. ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ .....................................................................................36
БЕЛЬЧИНСКИЙ В. В., ПЛЕТНЕВ А. В., КОЧУКОВА М. В. АНАЛИЗ УСВОЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ .........................................................................................41
ГОДНИК С. М. МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ ...................................................................................................................................................................44
ДОРОШКО О. М. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ...................................................................................................50
ЕГОРОВА С. Ю. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГА .......................................................................................................................................................................54
КОВТУНЕНКО Л. В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ..................................................................................58
КУЗЬМИНА Л. Г. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ:
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И НОВАЯ МИССИЯ .................................................................................................................66
ЛАРИНА Г. Н. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О СВОБОДЕ ..........................................................72
ЛОГВИНОВ И. Н., САРЫЧЕВ С. В. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА НА ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ .................................75
МАЛЮТИНА О. П. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ЛИНЕЙНОЙ КОРРЕЛЯЦИИ ПИРСОНА
В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) ...........................................................................79
МАШИН В. Н. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ .........................................................................82
1
Стр.1
МЕЛЬНИКОВА Р. И. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .........................................................89
РУЛИЕНЕ Л. Н. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
(ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ) .................................................................94
ПАНКОВА Т. Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ......99
ПЛАТОНОВА Т. О. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ............................103
СКЛЯРОВА Т. П., МЕХАНТЬЕВА Л. Е.,СКЛЯРОВА А. В., АБАРИНОВА Н. Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА .......................................................................................................................109
СОЛОВЬЕВА И. Ю., ГОРЧАКОВА Е. П. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ .............................. 113
СТРУКОВА С. В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ......................... 117
СТРЕБКОВА И. Н. ПАССИОНАРНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА ..........................................................................................................................................................................121
ФОРНАЛЁВА К. А. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ....................126
ХУЗИНА А. Х. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ .....................................................131
ЧЕРНЫШЕВ А. С., ФОРОПОНОВА А. А. РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГРУПП, ВКЛЮЧАЮЩИХ РУССКИХ
И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ) ................................................................................................................................135
ЦВЕТКОВА С. Е. МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ...................................................................................................................139
ЩЕГЛЕВАТЫХ А. Н. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ .................................................................................................................................................................................148
ЩЕРБАКОВА М. В. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ..................................................................................................................151
ЭРШТЕЙН Л. Б. МОТИВАЦИЯ СУБЪЕКТОВ НАУЧНОГО РУКОВОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
ДИССЕРТАЦИИ НА ЗВАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК ....................................................................158
III. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ВУЗОВСКАЯ ПРАКТИКА)
БУРЛИНА Т. А., ВЕТРОВА А. А. АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
К УСЛОВИЯМ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ...............................................................................................................164
САВИЦКИС А. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА ЛИТВЫ И РОССИИ .............................................................171
IV. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ
СЛИНЬКО М. А. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. А. СЛИНЬКО........181
ВОРОНИН А. А., НИКОЛАЕВ Е. А., КОМОВА А. В. БОТАНИЧЕСКИЙ САД ИМЕНИ ПРОФЕССОРА
Б. М. КОЗО-ПОЛЯНСКОГО ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА – ЦЕНТР
ИНТРОДУКЦИИ И СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РАСТЕНИЙ .....................................................................185
2
Стр.2
V. РЕЦЕНЗИИ
ГОНЧАРОВА Ю. А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (Рец. на кн.: Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы
как фактор развития современного профессионального образования : сб. статей / редкол.: Н. И. Вьюнова
(отв. ред.), Е. В. Кривотулова, Л. А. Кунаковская. – Воронеж : Изд.-полигр. центр Воронеж. гос. ун-та,
2012. – 376 с.) ...............................................................................................................................................................192
ЗЕМЦОВ А. А. УЧЕБНИК В ИНТЕРЕСАХ ПРАКТИКИ (Рец. на кн.: Финансовый менеджмент : учебник.
– 2-е изд., испр. и доп. / Д. А. Ендовицкий, Н. Ф. Щербакова, А. Н. Исаенко [и др.] ; под общ. ред.
д-ра экон. наук, проф. Д. А. Ендовицкого. – М. : Рид Групп, 2012. – 800 с. – (Национальное экономическое
образование)) ................................................................................................................................................................196
ЧЕРЕДНИКОВ Е. Ф., ЧЕРЕДНИКОВА Е. В. ДЛЯ УСПЕШНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (Рец. на кн.: Топчий Л. В. Методология организации самостоятельной
учебной деятельности студентов : учеб. пособие. – М. : Изд-во РГСУ, 2011. – 100 с.) ..........................................198
БЕЛОШИЦКИЙ А. В. ОБ ЭВРИСТИКЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ (Рец. на кн.: Эвристика педагогической концепции в построении исcледовательского процесса
/ под ред. проф. С. М. Годника. – Воронеж : Научная книга, 2013. – 118 с.) ............................................................202
СЕЛЕМЕНЕВ В. Ф. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БУДУЩИХ ХИМИКОВ (Рец. на кн.: Кондрашин В. Ю.,
Гончаров Е. Г., Афиногенов Ю. П., Ховив А. М. Теория химических процессов : избранные главы :
учеб. пособие. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2012. – 288 с.)
VI. ДИССЕРТАЦИИ ПО ПЕДАГОГИКЕ,
ЗАЩИЩЕННЫЕ В ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ ВГУ В 2012 ГОДУ
ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ Д 212.038.11. ЗАЩИТА КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ................................208
ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ ...........................................................................................................................................209
.................................................................206
3
Стр.3