ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УДК 159.9.072 ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ Д. С. <...> Батарчук, Е. А. Батарчук Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Поступила в редакцию 1 декабря 2012 г. Аннотация: в динамическом аспекте рассматриваются результаты эмпирического исследования мультикультурного самосознания учащихся. <...> Представлено содержание педагогических ситуаций, эффективно стимулирующих процесс формирования мультикультурного самосознания и его уровней. <...> Показано, что мультикультурное самосознание является одним из важных компонентов развития личности в условиях полиэтничности общества. <...> В концепции модернизации российского образования отмечается, что роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического, общественного развития, значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают личностные особенности: коммуникабельность, этнотолерантность, мультикультурное самосознание. <...> Научный поиск принципов и оптимальных условий мультикультурного образования представляется необходимым потому, что позволяет рассматривать в интегративной совокупности характерные явления социальных процессов (деятельностных, нрав ственно-духовных, мыслительных), происходящих в обществе. <...> Усиление взаимозависимости человечества с необходимостью ставит проблему © Батарчук Д. С., Батарчук Е. А., 2013 36 формирования мультикультурного самосознания, особенно молодежи. <...> Юношеский возраст является наиболее сензитивным периодом для осознания ценностного подхода при совершении важных жизненных выборов и поступков. <...> Определяя мулътикулътурное самосознание, мы понимаем его как самосознание <...>