Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 593206)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Обсерватория культуры

Обсерватория культуры №4 2010 (220,00 руб.)

0   0
Страниц150
ID279529
Аннотация«Обсерватория культуры» — многопрофильный журнал, предназначенный для отражения бытования не какой-либо одной области культуры, но культурного процесса во всем его многообразии, всех срезов культурной жизни общества. Доступность изложения помогает понять специфику и характер современных социокультурных процессов самому широкому кругу читателей. Театр и музыка, изобразительное искусство и кино, литература и архитектура, культурное наследие, музеи и библиотеки, культурный досуг и туризм — все эти сферы культуры находят свое место на страницах журнала, создавая, тем самым, целостное информационное поле культуры.
Обсерватория культуры .— 2004 .— 2010 .— №4 .— 150 с. — URL: https://rucont.ru/efd/279529 (дата обращения: 17.08.2022)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА / Воробьева (66,00 руб.)
ИДЕНТИЧНОСТЬ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ИНСЦЕНИРОВКА В РАЗВИТИИ ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОСТИ / Дзякович (66,00 руб.)
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОГНИТИВИЗМ И ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЫ / Панаиотиди (66,00 руб.)
ГУМАНИЗМ И ТЕОРИЯ ИНВЕРСИВНОСТИ / Севостьянов (66,00 руб.)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРОГЕНЕЗ / Бабич (66,00 руб.)
КАКОЙ БУДЕТ КУЛЬТУРА XXI ВЕКА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / Флиер (66,00 руб.)
КРИЗИС КУЛЬТУРЫ В РОССИИ: ТРЕВОГИ И ОЦЕНКИ НАСЕЛЕНИЯ / Баринов (66,00 руб.)
ФЕНОМЕН ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ДВИЖЕНИЕ К УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ / Дианова (66,00 руб.)
ФЕНОМЕН АРТИСТИЗМА И ЕГО ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ / Бажанова (66,00 руб.)
«ТЕАТР АБСУРДА» В ЗЕРКАЛЕ МЕДИТАЦИИ / Степченко (66,00 руб.)
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / Горбунова (66,00 руб.)
«МУЗЕЕФИКАЦИЯ» СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ИСКУССТВА ИЛИ ИСКУССТВО КОНСТРУИРОВАНИЯ / Кузьмина (66,00 руб.)
ТЕАТР ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ / Горбатова (66,00 руб.)
СТЕКЛОДЕЛИЕ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА / Грошкова (66,00 руб.)
ПЕНИЕ, ИГРА И МОЛИТВА: ГРИГОРИАНСКИЙ КАНТУС В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛАДИМИРА МАРТЫНОВА / Катунян (66,00 руб.)
РЕЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА А.Н. СКРЯБИНА ПОСЛЕ 1917 ГОДА / Ключникова (66,00 руб.)
СТИЛЬ В ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ / Крапивка (66,00 руб.)
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНО О ЦИРКЕ: ПРОБЛЕМА АУТЕНТИЧНОСТИ / Сорвина (66,00 руб.)
АШУГСКОЕ ИСКУССТВО: ПОЭТИЧЕСКОЕ БЫТИЕ В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА ЧУВСТВЕННОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ / Бедирханов (66,00 руб.)
КУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ / Урмина (66,00 руб.)
ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ, НОВЫЕ МЕДИА И СИНТЕЗ ИСКУССТВ / Долматовская (66,00 руб.)
КИБЕРПАНК О РОССИИ: ПО СТРАНИЦАМ НОВОГО РОМАНА УИЛЬЯМА ГИБСОНА / Савицкая (66,00 руб.)
ЯЗЫК И СИСТЕМА ОБРАЗОВ ЯПОНСКИХ ЧАЙНЫХ СВИТКОВ «ИТИГЕ-МОНО» / Кудряшова (66,00 руб.)
ТРАНСКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ ЕВРОПЕЙСКОГО МОДЕРНА И ЯПОНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА / Шахматова (66,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Журнал «Обсерватория культуры», издаваемый Российской государственной библиотекой с 2004 г., включен в ноаую редакцию (2010 г.) «Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». <...> Obl.inddlOb .indd 2 12.07.2010 16:14:16 12.07.2010 16:14:16 информация к сведению авторов РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМКУЛЬТУРА КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ • ж у р н а л-о б о з р е н и е Всем, кто занимается историей, теорией или современным состоянием отечественной и зарубежной культуры, всем, кого интересует жизнь культуры и искусства в современном мире, их события, достижения, проблемы 2010 4 СОДЕРЖАНИЕ Состав Редакционного совета Федоров Виктор Васильевич председатель (Российская государственная библиотека) Веденин Юрий Александрович (Российский научноисследовательский институт культурного и природного наследия) Генисаретский Олег Игоревич (Институт философии РАН) Дианова Валентина Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет) Дуков Евгений Викторович (Государственный институт искусствознания) Егоров Владимир Константинович (Российская академия государственной службы при Президенте РФ) Зверева Галина Ивановна (Российский государственный гуманитарный университет) Любимов Борис Николаевич (Высшее театральное училище им. <...> «Музеефикация» социальных проблем: конструирование искусства или искусство конструирования . <...> Эстетический когнитивизм и проблема художественной истины . <...> 18 3 В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ in terris В.М. Дианова. <...> Феномен транснационального искусства как движение к универсализации культуры . <...> Феномен артистизма и его театральные разновидности . <...> Пение, игра и молитва: григорианский кантус в произведениях Владимира Мартынова . <...> Культурная реальность) Дуков Евгений Викторович (В пространстве искусства и культурной жизни) Зверева Галина Ивановна <...>
Обсерватория_культуры_№4_2010.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.140
Стр.141
Стр.142
Стр.143
Стр.144
Стр.145
Стр.146
Стр.147
Стр.148
Стр.149
Стр.150
Обсерватория_культуры_№4_2010.pdf
Obl.inddlOb .indd 1 12.07.2010 16:14:16 12.07.2010 16:14:16
Стр.1
Требования к рукописям статей, поступающим в журнал «Обсерватория культуры» • Редакция принимает ранее не опубликованные статьи. • При решении о публикации принимаются во внимание актуальность темы, четкая постановка исследуемой проблемы и логика ее решения. В статье должны быть представлены научные или прикладные результаты исследования, сделаны соответствующие выводы. • Редакция сообщает автору о решении редколлегии по поводу публикации в течение 2-х месяцев со дня регистрации рукописи в редакции. • Объем рукописей не должен превышать 35—40 тыс. знаков. Превышение объема может служить основанием для отказа в публикации. • Правила оформления статьи: рукописи принимаются по электронной почте в виде текстового файла в формате Word. Форматирование не допускается; оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным. Желательна сплошная нумерация сносок. • Статья завершается списком литературы, составленным в порядке упоминания в тексте статьи. Ссылки на литературу в тексте даются в квадратных скобках, в которых помещается порядковый номер источника и номера страниц. • К рукописям прилагаются: резюме статьи объемом не более 400 знаков и список ключевых слов (не менее 8) на английском и русском языках; классификационные индексы ББК и УДК; сведения об авторе: фамилия, имя, отчество полностью; ученые степени и звания; должность и место работы. • Плата за публикацию статей не взимается. Материалы направляйте по адресу: aisnikl@rsl.ru — главному редактору Лаптевой Тамаре Ильиничне или newa_em@mail.ru — ответственному секретарю Михайловой Евгении Валентиновне. Рады будем видеть вас в числе наших подписчиков. Журнал «Обсерватория культуры», издаваемый Российской государственной библиотекой с 2004 г., включен в ноаую редакцию (2010 г.) «Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». Перечень сформирован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006г. N 227, действует с 01 января 2007 года. Издание рекомендовано Экспертным советом по философии, социологии и культурологии; Экспертным советом по филологии и искусствоведению. Индекс в объединенном каталоге «Пресса России» — 12141. Obl.inddlOb .indd 2 12.07.2010 16:14:16 12.07.2010 16:14:16 информация к сведению авторов
Стр.2
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМКУЛЬТУРА КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ • ж у р н а л-о б о з р е н и е Всем, кто занимается историей, теорией или современным состоянием отечественной и зарубежной культуры, всем, кого интересует жизнь культуры и искусства в современном мире, их события, достижения, проблемы 2010 4
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Состав Редакционного совета Федоров Виктор Васильевич председатель (Российская государственная библиотека) Веденин Юрий Александрович (Российский научноисследовательский институт культурного и природного наследия) Генисаретский Олег Игоревич (Институт философии РАН) Дианова Валентина Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет) Дуков Евгений Викторович (Государственный институт искусствознания) Егоров Владимир Константинович (Российская академия государственной службы при Президенте РФ) Зверева Галина Ивановна (Российский государственный гуманитарный университет) Любимов Борис Николаевич (Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина) Неретин Олег Петрович (Министерство культуры РФ) Орлова Эльна Александровна (Институт социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры) Разлогов Кирилл Эмильевич (Российский институт культурологии) Рубинштейн Александр Яковлевич (Институт экономики РАН) Сизова Елена Алексеевна (Государственная Дума РФ) Стернин Григорий Юрьевич (Государственный институт искусствознания) Тихонова Людмила Николаевна (Российская государственная библиотека) Трубочкин Дмитрий Владимирович (Государственный институт искусствознания) Флиер Андрей Яковлевич (Московский гуманитарный университет) © ФГБУ «Российская государственная библиотека», 2010 2 4 НАСЛЕДИЕ Т.Г. Горбунова. Современные направления актуализации культурного наследия .............................................................................................. 54 Т.В. Кузьмина. «Музеефикация» социальных проблем: конструирование искусства или искусство конструирования ................................................ 59 4/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 2 КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В.В. Бабич. Функциональная составляющая религиозных основ культуры и ее влияние на культурогенез ................................................................. 22 А.Я. Флиер. Какой будет культура XXI века: аналитический прогноз ................ 27 Д.Н. Баринов. Кризис культуры в России: тревоги и оценки населения ............ 31 1 КОНТЕКСТ С.А. Воробьева. Аксиологический подход в русской философии истории первой половины ХIХ века ...................................................................................4 Е.В. Дзякович. Идентичность, идентификация, инсценировка в развитии глобальных и локальных социокультурных процессов современности ........... 10 Э.Г. Панаиотиди. Эстетический когнитивизм и проблема художественной истины ................................................................................................. 14 Д.А. Севостьянов. Гуманизм и теория инверсивности .................................... 18 3 В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ in terris В.М. Дианова. Феномен транснационального искусства как движение к универсализации культуры ................................................................... 36 явление Р.К. Бажанова. Феномен артистизма и его театральные разновидности ........... 42 Е.С. Степченко. «Театр абсурда» в зеркале медитации ................................... 50
Стр.4
Состав редакционной коллегии И.И. Горбатова. Театр особого назначения ................................................... 64 Л.Г. Грошкова. Стеклоделие в культуре Древнего Египта ................................ 70 Главный редактор: Лаптева Тамара Ильинична Заместители главного редактора: Деева Ирина Алексеевна Обидин Александр Иванович Редакторы: Ветлицына Ирина Михайловна Гусейнова Нонна Михайловна 5 ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ М.И. Катунян. Пение, игра и молитва: григорианский кантус в произведениях Владимира Мартынова ............................................................................ 78 Е.В. Ключникова (Лобанкова). Рецепции творчества А.Н. Скрябина после 1917 года .................................................................................... 86 Кураторы направлений: Орлова Эльна Александровна (Контекст. Культурная реальность) Дуков Евгений Викторович (В пространстве искусства и культурной жизни) Зверева Галина Ивановна (Кафедра) Дианова Валентина Михайловна (Наследие) Ответственный секретарь Евгения Михайлова Дизайн макета Виктор Малофеевский 6 КАФЕДРА Л.Ф. Крапивка. Стиль в эволюции понятий и современных определениях ........ 94 М.Ю. Сорвина. Отечественное кино о цирке: проблема аутентичности ........... 100 С.А. Бедирханов. Ашугское искусство: поэтическое бытие в контексте кризиса чувственного типа культуры .................................................................. 104 И.А. Урмина. Культурные характеристики организаций ............................... 108 Предпечатная подготовка отдел полиграфии РГБ Зав. отделом Мария Строганова Верстка Надежда Епифанова Технический редактор Наталия Соловьева Корректоры: Александр Макаров, Татьяна Михантьева Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации — ПИ № 7716687 от 10 ноября 2003 г. Издается с 2004 г. Учредители: ФГБУ «Российская государственная библиотека» НИЦ Информкультура РГБ Издатель: ФГБУ «Российская государственная библиотека» 7 ORBIS LITTERARUM Т.В. Долматовская. Глянцевые журналы, новые медиа и синтез искусств ....... 116 Т.Е. Савицкая. Киберпанк о России: по страницам нового романа Уильяма Гибсона .................................................................................. 119 Адрес Редакции: 119019, г. Москва, ул.Воздвиженка, д. 3/5 Тел./факс 6958312 Email: aisnikl@rsl.ru Рукописи, фотографии, рисунки не возвращаются Перепечатка материалов разрешается только по согласованию с редакцией, ссылка на журнал «Обсерватория культуры» обязательна Типография 8 СВЯЗЬ ВРЕМЕН А.В. Кудряшова. Язык и система образов японских чайных свитков «итиге-моно» ...................................................................................... 126 Е.В. Шахматова. Транскультурный диалог европейского модерна и японского традиционного театра в начале ХХ века ................................................... 133 4/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Подписано в печать 07.07.10 Формат 60х90/8. Офсетная печать Усл. печ. л. 18.5 Уч.изд. л. 18,0 Гарнитура «OfficinaSains» Тираж 500 экз. Заказ Распространяется во всех регионах России и за рубежом Подписка по объединенному каталогу «Пресса России» (инд. 12141) и по заявкам, присланным в редакцию 3
Стр.5
CONTENTS 1 CONTEXT S. Vorobyova. Axiological Approach in Russian Philosophy of History of the First Half of the XIX Century .................................................................................... 4 H. Dzyakovitch. Identity, Identification, Pretence in the Development of Global and Local Socio-Cultural Processes of Modernity ........................................... 10 E. Panaiotidi. Aesthetic Cognitivism and the Problem of Artistic Truth ................ 14 D. Sevostianov. Humanism and the Inversion Theory ....................................... 18 2 CULTURAL REALITY V. Babich. Functional Component of the Religious Foundations of Culture and its Influence on the Culture Genesis ............................................................... 22 A. Flier. What Will Be the Culture of the XXI Century: an Analytical Prognosis ....... 27 D. Barinov. Crisis of Culture in Russia: Population Fears and Estimates ................ 31 3 IN SPACE OF ART AND CULTURAL LIFE in terries V. Dianova. Transnational Art Phenomenon аs а Movement towards a Universal Culture .................................................................................. 36 Phenomenon R. Bazhanova. Artistry Phenomenon and its Theatre Varieties ............................ 42 C. Stepchenko. “Theatre of the Absurd” in the Meditation Mirror ....................... 50 4 HERITAGE T. Gorbunova. Modern Trends of Cultural Heritage Actualization ........................ 54 T. Kuzmina. Conservation and Preservation of Social Problems: the Design of Art or the Art of Designing .................................................................... 59 I. Gorbatova. Theatre of Special Purpose ....................................................... 64 L. Groshkova. Glass Making in the Culture of Ancient Egypt .............................. 70 138 4/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Стр.140
5 NAMES. PORTRAITS M. Katunyan. Singing, Playing, and Prayer: Gregorian Chant in Vladimir Martynov’s Compositions ......................................................................................... 78 C. Klyuchnikova (Lobankova). Reception of A.N. Scriabin’s Creativity after 1917 ............................................................................................. 86 6 CHAIR L. Krapivka. Style in the Evolution of Modern Concepts and Definitions............... 94 M. Sorvina. Circus and Cinema: an Authenticity Question ................................ 100 S. Bedirkhanov. Ashug Art: Poetic Existence in the Context of Crisis of Sensual Type of Culture ...................................................................... 104 I. Urmina. Culture Typologies in Various Types of Organizations ....................... 108 7 ORBIS LITTERARUM T. Dolmatovskaya. Glossy Magazines, New Media, and Arts Synthesis ................ 116 T. Savitskaya. Cyberpunk about Russia: Pages of the New Novel by William Gibson ................................................................................. 119 8 JOINT OF TIME A. Kudryashova. Language and Image System of Japanese Tea Scrolls “Ichigyo-mono” .................................................................................... 126 H. Shakhmatova. Transcultural Dialogue between European Modernism and Japanese Traditional Theatre in the Early Twentieth Century ................... 133 4/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 139
Стр.141
SUMMARIES Axiological Approach in Russian Philosophy of History of the First Half of the XIX Century (by Svetlana Vorobyova) examines the problem of interpretation of a historical event on the basis of correlation between values of epoch and evaluative position of historian in Russian philosophy of history of the first half of the XIX century. Different positions of representatives of «official» historical science, «skeptical school», «romantic nationalism», Slavophiles and Westernizers of 1830—1850s are examined. Comparative analysis of the dominant cultural bases of man and society relating to different ideological courses is carried out. The problem of historical authenticity is linked to key values and patterns of historical explanation in Russian philosophy of history of that period. Keynote words: Russian philosophy of history, historical interpretation, cultural foundations, evaluative position of historian. Identity, Identification, Pretence in the Development of Global and Local Socio-Cultural Processes of Modernity (by Helen Dzyakovitch) is devoted to the analysis of the notions of identity, identification, and pretence. The author considers their correlations and intercommunication in a scientific literature as well as in daily social practices. The importance of these notions for studying global and local processes of the modernity is emphasized. Special attention is paid to the modern media’s influence on the development of these processes. The author observes direction and dynamics of identificational processes, their transformation in socio-cultural space of the modern society. Keynote words: identity, identification, pretence, mass communication media, media, dynamics, transformation, individual, society, virtualization. Aesthetic Cognitivism and the Problem of Artistic Truth (by Elvira Panaiotidi) proceeds from the assumption that the cognitive view about artistic truth claims that (1) art is capable of the unique kind of knowledge and truth and (2) that this capacity determines its supreme value. However the advocates of different versions of aesthetic cognitivism fail to justify these claims. In this paper it is suggested that to arrive at a viable conception of the artistic truth strong theses of the uniqueness of artistic knowledge and truth and the centrality of cognitive dimension in the definition of artistic value should be abandoned. Keynote words: art, cognitive function, artistic knowledge, aesthetic experience. Humanism and the Inversion Theory (by Dmitry Sevostianov) analyzes the phenomenon of humanism as a philosophical concept. Humanism is a form of hierarchical social relations. The author postulates a confrontation of order and inversion. Order is a regulated functional hierarchy in system. In order a system becomes a common scheme from top to bottom. Inversion, on the contrary, stipulates the functional overturn of structure. Inversion is a universal hierarchical mechanism. An accumulation of inversions becomes a sign of system’s aging and destruction. Thus some modern interpretations of the concept of humanism lead to the destruction of the social system. The concept of humanism, presented in the article, provides an opportunity for its further development. Keynote words: humanism, hierarchical system, order, inversion. Functional Component of the Religious Foundations of Culture and its Influence on the Culture Genesis (by Vladimir Babich) considers the functional component of the foundations of culture as a premise of culture genesis. The article briefly analyzes the influence of the religious phenomenon on the formation of cultural symbols and essential ideas of a man. Keynote words: cultural genesis, religious phenomenon, cultural symbols. What Will Be the Culture of the XXI Century: an Analytical Prognosis (by Andrew Flier) is devoted to the prospects for development of culture in the XXI century. Forecast is based on such socially important function of culture as the maintenance of order interaction between people. This interaction is determined by vital and social interests and needs of people themselves and by external circumstances. It determines the functional and intrinsic parameters of the future culture. Keynote words: culture, prognosis, cultural interests, social interests, cultural innovation, preventive experience of the future. Crisis of Culture in Russia: Population Fears and Estimates (by Dmitry Barinov) analyzes the attitude of Russians towards the state of culture, ethics and morals in modern Russia. The place of concerns about the crisis of culture in the social structure of fears of the population is also shown. The perception of modern Russian culture is caused not only by objective socio-economic living conditions of the population, but by the value system of the modernizing society as well. Keynote words: crisis of culture, ethics crisis, values, social fears, emotional atmosphere of society, social general condition, social moods, socio-philosophical analysis, spiritual life of society. Transnational Art Phenomenon аs а Movement towards a Universal Culture (by Valentine Dianova) considers the state when along with a tradition to attribute an artist to a certain national culture a new trend is being formed in the
Стр.142
modern world. Artists express consciously their position and transcend national barriers and national restrictions. This art trend is presented in the article as a phenomenon of transnational art and considered as a step towards a universal culture of the future. Keynote words: nation, culture evolution, globalization, social determination, art creativity, intercultural mutual understanding, transnational art, universal human values. Artistry Phenomenon and its Theatre Varieties (by Rimma Bazhanova) examines the possibility of application of phenomenological and aesthetic characteristics of artistry to understand the cultural ways of the existence of an artistic personality in such temporary and local boundaries as Russia’s pre-perestroika and post-Soviet reality. Theatrical display of artistry is also reviewed, as the theatre is one of the fields where the cultural principle regulating and nurturing artistic quality acts quite strong. Keynote words: artistry, rhizome, «absolute actor», theatre. “Theatre of the Absurd” in the Meditation Mirror (by Catherine Stepchenko) deals with the modern cultural philosophical interpretation of the Theatre of the Absurd. The author examines the performance of Ionesco’s «King dies» in the theatre «Osobnyak» (SPb, director A. Slusarchuk). Features associated with the Eastern religious and philosophical tradition, in particular the Tibetan Book of the Dead, are thoroughly studied. The performance is an actual work of art because of its appeal to the universal and general cultural meanings which are embedded in the play of E. Ionesco. Keynote words: meditation, method of free associations, para theatricality, communication break, Theatre of the Absurd, existential. Modern Trends of Cultural Heritage Actualization (by Tatiana Gorbunova) considers the problem of modern mainstream of cultural heritage as an activity aimed not only at preserving the cultural and natural heritage, but also at incorporating it into modern culture. In this connection the author describes the world experience of preservation and museofication of cultural and natural heritage monuments and creation of natural parks. The article focuses on the unique archeological monuments in Russian regions that are very popular among tourists but require new forms of conservation and use. Keynote words: cultural heritage, actualization, museofication, museum, conservation, popularization, archeological monuments, tourism, tour. Conservation and Preservation of Social Problems: the Design of Art or Art of Designing (by Tatiana Kuzmina) presents the results of the research on construction of social problems which reveal some socially significant “statements” of the museum community and arts in general and expose the mechanism of construction of social problems and the resulting social effects. Studying the activity of the Museum of Pavel Kuznetsov in Saratov helps to understand how to form different aesthetic experiences and a common cultural space of a museum and a city. Keynote words: social problems, sociological analysis of problems, constructionist approach, designing in the field of art, museum-house of Pavel Kuznetsov in Saratov. Theatre of Special Purpose (by Irina Gorbatova) examines the history of creation of the first professional children’s theatre in Russia, its specificity and problems of existence in the modern world. Keynote words: children’s theatre, Central children’s theatre, Theatre of the young spectator in Leningrad, Theatre of the young spectator in Saratov, Theatre of the young spectator in Moscow, Natalya Sats, Alexander Bryantsev, Yury Kiselev. Glass Making in the Culture of Ancient Egypt (by Liubov Groshkova) represents a study on different aspects concerning the genesis and the development of the glass making as an essential part of the culture of the Ancient Egyptian civilization. The culturological peculiarity of glassware and its position in social life are chronologically examined in the context of the ancient crafts’ and arts’ evolution. Keynote words: Ancient Egypt, Egyptian faience, applied art, history, culturology, crafts, glass, glassmaking. Singing, Playing, and Prayer: Gregorian Chant in Vladimir Martynov’s Compositions (by Margaret Katunyan) analyzes composer Vladimir Martynov’s experiences with Gregorian chant based on the avant-garde and post-avant-garde methods. The author introduces conceptions of new commentary mentality and new chant composition which help to analyze contemporary cultural situation. The central part of the article is an interview with V. Martynov in which principal positions of composer’s creative methods in the light of his project of New sacred space are exposed. Keynote words: Vladimir Martynov, Gregorian chant, new commentary mentality, new chant composition, «one’s own» — «someone else’s», minimalism, conceptualism, bricolage, new syncretism, intertextuality; avant-garde, postavant-garde, New sacred space. Reception of A.N. Scryabin’s Creativity after 1917 (by Catherine Klyuchnikova-Lobankova) considers the process of “appropriation” of A.N. Skryabin’s music in early Soviet culture. Analyzing monographs of major musical ideologists of that time (namely B. Asafyev, V. Karatygin, L. Sabaneyev, A. Lurie, etc.) the author displays three myths about the composer which “competed” in the culture. Authentic sources, publications from newspapers and magazines of 1917—1920 are used.
Стр.143
Keynote words: A.N. Scryabin, image reception, heritage of Russian symbolists, myth, musical critics, E. Gunst, V. Karatygin, B. Asafyev, A. Koptayev, R. Vagner, B. Schl zer, L. Sabaneyev, A. Lurie. Style in the Evolution of Modern Concepts and Definitions (by Larissa Krapivka) has a methodological character. The aim of the article is to give a more clear idea about the concept of style in art. Style is studied in the evolution of terms, concepts, and definitions. The author stresses especially the role of the Russian humanities. Keynote words: style, evolution, concept, category, conception, function, meaning, definition. Circus and Cinema: an Authenticity Question (by Marianne Sorvina) discusses in a polemic form the problem of authenticity of reflection of the circus world on the screen. The main source for the article consists of Russian and Western films about circus. Interaction of circus and cinema is viewed from two perspectives: from a position of circus professionals and from a traditional position of cinema critics and writers. As an alternative to copying the circus on the screen a form of allegory, metaphor, style is offered. Keynote words: movie, cinema, circus, identical, film critic, man of letters, traditional culture, metaphor. Ashug Art: Poetic Existence in the Context of Crisis of Sensual Type of Culture (by Seifeddin Bedirkhanov) attempts to trace the decline of aesthetic principles of a unique cultural phenomenon — ashug art, which was a semantic structure of medieval creative consciousness of many people in Azerbaijan and Daghestan. The article is written on the material of Lezghin Ashug love lyrics Keynote words: ashug art, crisis, culture, love lyrics, poetic existence, classic poetry, mind. Culture Typologies in Various Types of Organizations (by Irina Urmina) includes the analysis of culture types in organizations in the purpose of their further classification. Concepts of organizational and corporate culture are dissolved. The author suggests using the functional approach to study the interaction and communications of organization’s members at different stages of their life, in different situations (from routine to problematic) and in three measurements: functional, technological, and communicational. Keynote words: culture of organization, organizational culture, corporative culture, type of organizational culture, life cycle of organization, socio-cultural microdynamics, socio-cultural interaction, carrier and translator of organization’s culture. Glossy Magazines, New Media, and Arts Synthesis (by Tatiana Dolmatovskaya) deals with the fashion magazines that have appeared at the intersection of the design, printing and the art of commerce. Originally they looked like well-printed goods catalogs. As time went by they grew with the help of certain individuals and media industry into a social and cultural phenomenon that had an impact on consumer society of the XX century by setting new consumer, aesthetic, gender, and technologies standards. In the XXI century many methods of classical glossy magazines became old-fashioned and outdated. But that does not mean glossy magazines are going to die. On the contrary they adopt technologies of the new millennium. Keynote words: women’s glossy magazines, art projects, Internet, social media, design, photography. Cyberpunk about Russia: Pages of the New Novel by William Gibson (by Tatiana Savitskaya) examines the genre evolution of the creativity of an American writer from cyberpunk to post cyberpunk on the example of William Gibson’s novel “Pattern Recognition”. Attention is drawn to the writer’s interpretation of cyberspace as the field of struggle between the counterculture and the ideology of consumerism. The author also analyzes the writer’s treatment of Russia as a bulwark of spirituality opposed to the total commercialization of culture. Keynote words: cyberpunk, post cyberpunk, cyberspace, consumerism. Language and Image System of Japanese Tea Scrolls “Ichigyo-mono” (by Anastasia Kudryashova) is based on the materials of research of a unique phenomenon of the Japanese traditional culture - tea ceremony («The Way of Tea»). Special place in the tradition of tea ceremony is given to a scrolls kakejiku. Scrolls of calligraphic inscription in one line (Ichigyo-mono) are a form of scrolls kakejiku and are discussed in detail in terms of its artistic and linguistic backgrounds. Keynote words: Japan, tea ceremony, scroll, “Ichigyo-mono”, Zen, calligraphy, culture. Transcultural Dialogue between European Modernism and Japanese Traditional Theatre in the Early Twentieth Century (by Helen Shakhmatova) examines the specificity of interaction of European modernism with traditional Japanese art that made a stir in literary circles at the turn of the XIX—XX centuries. The first contacts in the field of theatre — a European tour of the famous Japanese geishas Sada Yakko and Hanakо, whose mastery inspired many prominent art figures (Picasso, Rodin, Gumilev, Meyerhold) to search for new means of expression — are taken as examples. Keynote words: European Modern, Silver Age, Japanese theatre, East — West, touring foreigners in Russia.
Стр.144
АВТОРЫ НОМЕРА Бабич Владимир Владимирович, аспирант кафедры социальной философии онтологии и теории познания Томского государственного университета E-mail: elf@gorodsveta.net Бажанова Римма Кашифовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Казанского государственного университета культуры и искусств E-mail: ddddasa@mail.ru Баринов Дмитрий Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Смоленского государственного университета E-mail: centre@novalenso.com Бедирханов Сейфеддин Анвер оглы, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук E-mail: bedirhanov@mail.ru Воробьева Светлана Александровна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных наук Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии Е-mail: Vorobyovm@mail.ru Горбатова Ирина Иосифовна, старший научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки Е-mail: aisnikl@rsl.ru Горбунова Татьяна Геннадьевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета Е-mail: tanyagor29@mail.ru Грошкова Любовь Германовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Стекло» Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова E-mail: ngroshkov@gmail.com Дзякович Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина E-mail: dzelena@mail.ru Дианова Валентина Михайловна, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Е-mail: v_dianova@mail.ru Долматовская Татьяна Владимировна, аспирант Государственного института искусствознания Е-mail: dolmatovskaya@gmail.com Катунян Маргарита Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Е-mail: katunyanm@mail.ru Ключникова (Лобанкова) Екатерина Владимировна, кандидат искусствоведения, педагог Российской академии музыки им. Гнесиных. E-mail: evkluchnikova@gmail.com Крапивка Лариса Филипповна, магистр искусствоведения, старший преподаватель Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова
Стр.145
Кудряшова Анастасия Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры японской филологии Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова E-mail: nasubi.kalavinka@gmail.com Кузьмина Татьяна Владимировна, кандидат социологических наук, ассистент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета E-mail: kuzmina-t@mail.ru Панаиотиди Эльвира Георгиевна, доктор философских наук, профессор кафедры общественных наук Северо-Осетинского государственного педагогического института E-mail: eidos5@yandex.ru, elvirap@web.de Савицкая Татьяна Евгеньевна, ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки E-mail: aisnikl@rsl.ru Севостьянов Дмитрий Анатольевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета, доцент кафедры педагогики и психологии художественного образования Новосибирского государственного педагогического университета E-mail: dimasev@ngs.ru Сорвина Марианна Юрьевна, ведущий специалист Центра довузовского образования Российского государственного гуманитарного университета, соискатель аспирантуры Государственного института искусствознания E-mail: sorvik@mail.ru Степченко Екатерина Сергеевна, аспирант философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: steprus@rambler.ru Урмина Ирина Александровна, кандидат культурологии, научный сотрудник Института социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры E-mail: Esurgeon@hnt.ru Флиер Андрей Яковлевич, доктор философских наук, профессор Московского гуманитарного университета E-mail: av 6648-1@comtv.ru Шахматова Елена Васильевна, кандидат искусствоведения, доцент Государственного университета управления, старший научный сотрудник Российского института культурологии E-mail: elena.shahmatova@gmail.com
Стр.146
Российский институт культурологии совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамерой) РАН Научным советом РАН «История мировой культуры» Российским государственным гуманитарным университетом Русской христианской гуманитарной академией Научно-образовательным культурологическим обществом при поддержке Санкт-Петербургского научного центра РАН Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Международной ассоциации «Русская культура» Санкт-Петербургского института гуманитарного образования Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога объявляют о проведении в Санкт-Петербурге с 27 по 29 октября 2010 года III Российского культурологического конгресса с международным участием КРЕАТИВНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ Подробности на сайте http://congress.spbric.org/
Стр.147
Анонс кинофестиваля «Дни этнографического кино» 25 сентября — 2 октября 2010 г. Москва Комитет по этнографическому кино в Париже ежегодно проводит кинофестиваль этнографического фильма им. Жана Руша, который является своего рода отчетом о вновь созданных фильмах и аудиовизуальных произведениях этнографического характера. В 2010 году Комитет по этнографическому кино в Париже и Российский институт культурологии в рамках Года России во Франции и Франции в России организуют Дни этнографического кино — «эхо» парижского фестиваля в Москве (25 сентября — 2 октября, 2010). Организаторы отобрали для демонстрации в Москве лучшие фильмы, представляющие современные направления аудиовизуальной этнографии, а также работы Жана Руша — легенды документального кино, пионера cin ma direct, вдохновителя французской «новой волны», известнейшего антрополога и основателя Комитета. Режиссеры «новой волны» во Франции относили его к числу своих главных вдохновителей. Отобранные для показа в ходе Дней этнографического кино фильмы раскрывают следующие аспекты описанной выше проблематики: • наблюдение и/или конструирование реальности; • наблюдатель и наблюдаемое: модальности встречи; • пространство и время в исследовании; • реальность и вымысел; • история и её интерпретации. По завершении кинопоказов будет проведен международный коллоквиум «Разделять знание: «прямое кино» и конструирование реальности» (28 сентября 2010), который подведет теоретический итог и затронет многие вопросы, относимые сегодня к сфере перспектив «знания вне текста». В ходе коллоквиума будет проанализировано использование современных аудиовизуальных средств в целях изучения новых областей культурной обусловленности человеческого поведения и формирования идентичности. К участию в коллоквиуме приглашены ведущие учёные из Франции, России и других стран. Еще одним мероприятием Дней этнографического кино станет Х Международный научно-практический семинар по аудиовизуальной антропологии «Культурное наследие как «институт памяти», который состоится в РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва 29 сентября — 2 октября 2010 года. Организаторами кинофестиваля «Дни этнографического кино» являются: Российский институт культурологии, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова, Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов. Кинофестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве, Посольства Франции в Москве, Французского культурного центра в Москве, при участии кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозному диалогу. Подробности на сайте http://www.ricur.ru/
Стр.148
Вниманию читателей! Научно-информационный центр по культуре и искусству (НИЦ Информкультура) Российской государственной библиотеки предлагает подписаться на информационную продукцию, распространяемую в печатной и электронной форме, а также оформить заказ на информационные услуги. Продукция и услуги НИЦ Информкультуры предназначены широкому кругу ученых, специалистов, информационных и библиотечных работников, занятых в области культуры и искусства, а также организациям досуга, образования и воспитания, печати, радио и телевидения. НИЦ Информкультура работает в тесном контакте с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И. Рудомино, Научной музыкальной библиотекой им. С.И. Танеева Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского и другими библиотеками и учреждениями культуры и искусства России. НИЦ Информкультура готовит 8 серий текущих библиографических и реферативно-библиографических указателей, в которых публикуются сведения о новой отечественной и зарубежной литературе по культуре и искусству. Библиографические описания книг, статей из серийных, периодических и продолжающихся изданий, методических разработок снабжены аннотациями или рефератами. В указателях отражаются публикации на русском языке, языках народов СНГ, европейских языках, содержится блок информации о неопубликованных документах и депонированных научных работах, приводятся сведения об авторефератах диссертаций, представленных на защиту или защищенных в ведущих отраслевых вузах страны. Помимо реферативно-библиографической информации НИЦ Информкультура предлагает вниманию подписчиков: • дайджест «Библиотека в эпоху перемен» • научный информационно-аналитический журнал «Обсерватория культуры» Подробную информацию о печатных и электронных изданиях можно получить на сайте НИЦ Информкультура РГБ http://infoculture.rsl.ru • научно-информационный сборник «Охрана культурного наследия: проблемы и решения. Материалы ИКОМОС» • политематическую и тематические реферативно-библиографические и библиографические базы данных, включающие записи по всем направлениям культуры и искусства.
Стр.149
Порядок оформления подписки в 2011 году Подписка на информационную продукцию в печатной форме и реферативнобиблиографические CD осуществляется по каталогу Информкультуры РГБ и в агентствах альтернативной подписки: ООО «Агентство Артос-ГАЛ», ООО «АльтПресса», ООО «ИНТЕР-ПОЧТА-2003», ООО «Информнаука», ЗАО «МК-Периодика». Подписка проводится также по объединенному каталогу «Пресса России. Газеты и журналы». Подписку на информационную продукцию, информационные услуги можно оформить по безналичному расчету, заключив двусторонний договор. Для этого необходимо направить заявку по факсу: (495) 695-83-12 или e-mail: aisnikg@rsl.ru, av-nik@rsl.ru, izd_nik@rsl.ru, ruskult@rsl.ru, maya-nik@rsl.ru. В заявке, кроме количества комплектов и суммы заказа, необходимо указать банковские реквизиты организации, адрес, телефон, факс, e-mail. Договор заверяется подписью директора и главного бухгалтера организации. Счет - фактура и накладные выставляются только по факту оплаты. Заказы на информационную продукцию в электронной форме и информационные услуги принимаются в течение всего года. Цены на печатные издания, указанные в каталоге НИЦ КИ (каталожные цены), включают НДС (10%); продукция, предоставляемая в электронном виде, включает НДС (18%) согласно действующему налоговому законодательству РФ. Отдельные выпуски печатных изданий и CD можно приобрести за наличный расчет при обращении непосредственно в Информкультуру. Оплата наличными с предоставлением заказчику кассового чека и квитанции поощряется дополнительной скидкой 10—15% (CD) от полной или льготной стоимости. СПРАВКИ по вопросам подписки и рассылки: Информационная продукция в печатной форме (подписка, договора) — тел.:(495) 622-83-12, Бутакова А.Е., e-mail: allanik@rsl.ru; рассылка, продажа отдельных выпусков — тел.:(495) 695-50-42, Кобылянская А.А., (495) 695-64-24, e-mail: izd_nik@rsl.ru Информационная продукция в электронной форме: БД реферативнобиблиографической информации — тел.: (495) 695-78-67, Горбунова А.В., Смирнова Н.Л., e-mail: av-nik@rsl.ru; БД фактографическая — тел.: (495) 697-04-31, Сухотина М.Л., Козлова А.А., e-mail: aisnikg@rsl.ru; БД полнотекстовая — тел.:(495) 622-86-14, Зинина Е.Б., e-mail: ruskult@rsl.ru Информационная продукция с предоставлением в режиме онлайн: ЭК реферативнобиблиографических ресурсов, электронные версии печатных научно-информационных изданий — тел.: (495) 697-04-31, Сухотина М.Л., Козлова А.А., e-mail: aisnikg@rsl.ru Депонирование научных работ — тел.: (495) 695-60-42, Кызласова М.С., e-mail: maya-nik@rsl.ru
Стр.150