С.А. ВОРОБЬЕВА АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА Исследуется проблема интерпретации исторического события на основе соотношения ценностей эпохи и оценочной позиции историка в русской философии истории первой половины ХIХ века. <...> Рассматриваются позиции представителей «официальной» исторической науки, «скептической школы», «романтического национализма», славянофильства и западничества 30—50-х гг. ХIХ века. <...> Проводится сравнительный анализ доминирующих культурных оснований человека и общества, выделенных в различных идейных течениях. <...> Проблема исторической достоверности связывается с ведущими ценностными установками и моделями исторического объяснения в русской философии истории данного периода. <...> Ключевые слова: русская философия истории, историческая интерпретация, культурные основания, ценностная позиция историка. <...> Генезис отечественной философско-исторической мысли на всем его протяжении был связан с осмыслением своеобразия русской истории и культуры — темы, определившей качественно новый этап в русской исторической науке. <...> Особенный интерес к истории диктовался попытками постоянного соотнесения ее с современностью, стремлением познать настоящее путем рефлексии прошлого. <...> Аксиологический подход в русской философии истории первой половины ХIХ века определялась мыслителем как познание современности: «Нам пришлось задать себе вопрос, чего нам искать в своем прошедшем и какую бы сочинить для себя историю? <...> Определение специфики русского национального самосознания, его связи с отечественной культурой требовалось для более адекватного понимания русской истории, для обозначения исторического образа прошлого и проекции его на проблемы настоящего и перспективы будущего. <...> В первой половине ХIХ века в русской философии истории намечалась одна из основных проблем исторической науки: интерпретация исторического события с точки зрения <...>