Транскультурный диалог европейского модерна и японского традиционного театра в начале ХХ века Е.В. ШАХМАТОВА ТРАНСКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ ЕВРОПЕЙСКОГО МОДЕРНА И ЯПОНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Рассматривается специфика взаимодействия европейского модерна с традиционным японским искусством, вызвавшим ажиотаж в литературно-художественных кругах на рубеже XIX–XX вв. на примере прославленных гастролерш гейш Сада Якко и Ганако, чье мастерство вдохновило многих деятелей культуры (Пикассо, Роден, Гумилев, Мейерхольд) на поиски новых средств выразительности. <...> Ключевые слова: европейский модерн, Серебряный век, японский театр, Восток – Запад, гастроли иностранцев в России. <...> В литературно-художественных кругах Парижа распространилась мода на коллекционирование восточных безделушек и японских гравюр. <...> В дни Всемирной выставки 1900 года в театре известной танцовщицы Лойе Фуллер играла японская труппа Отодзиро Каваками, в которой блистала своим искусством несравненная Сада Якко. <...> Позднее в сборнике «Романтические цветы» он поместил стихотворение «Японской артистке Сада Якко, которую я видел в Париже». <...> В 1899 г. в турне по Европе и Америке отправляется труппа Отодзиро Каваками. <...> Традиционные театры Но и Кабуки еще не были известны западному зрителю, и Каваками взял курс на популяризаторство японского театрального искусства. <...> Она была женой Отодзиро Каваками, труппы — Сада Якко1 а до того момента, как молодой актер избрал по зову сердца спутницу жизни, — гейшей в одном из кварталов Токио. <...> Гейша — это прежде всего «человек искусств» — так буквально читаются иероглифы, составляющие это слово. <...> В школе гейш девочек обучали игре на различных музыкальных инструментах, танцам, пению, умению вести светскую беседу, хорошим манерам, тонкостям чайной церемонии. <...> Девочки, фактически проданные родителями в школу гейш, вынуждены были полностью порвать со своей прежней жизнью, что подчеркивалось даже сменой <...>