3 НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ Редакционная коллегия: Р.С.Бозиев главный редактор Р.М.Асадуллин А.Ю. <...> Кризис классно-урочной системы при переходе школы на ФГОС нового поколения. <...> Формирование компетентности педагога с использованием маркетинговых технологий. <...> НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ Кризис классно-урочной системы при переходе школы на ФГОС нового поколения А.А.Кузнецов, Е.В.Чернобай Аннотация. <...> В статье рассматриваются концептуальные основы построения современного учебного занятия в русле идеологии Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. <...> Современное учебное занятие, классно-урочная система, новые образовательные результаты, учебная деятельность, учебная ситуация, проблемная задача, информационно-образовательная среда. <...> Все это нашло отражение в Федеральeducational situation, problem task, information and education environment. results, educational activity, В последние годы система обучения, обоснованная еще Яном Амосом Коменским, и классно-урочная система организации учебного процесса, несколько столетий успешно работавшие в школе, стали подвергаться острой и во многом справедливой критике. <...> Наверное, если бы общество не выдвинуло принципиально новых требований к школе, традиционная система обучения, постоянно совершенствуясь, могла бы еще послужить образованию. <...> Словарь-справочник по педагогике, издания 2004 г., предлагает следующее определение понятия: «урок — форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (с классом) по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических и воспитательных целей, определяемых учебной программой. <...> Краткий педагогический словарь 2005г. дает близкую по смыслу трактовку: «урок, как форму организации обучения, при помощи которой учителя, работая с постоянным составом учащихся (классом), по твердому расписанию в НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ течение <...>
Педагогика_№2_2015.pdf
ЕДАГОГИКА
Научно-теоретический журнал
Российской академии
образования
У ч р е д и т е л и
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2 2015
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Вербицкая Л.А.
Язык и общество. Роль языка в жизни общества....3
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Редакционная коллегия:
Р.С.Бозиев
главный редактор
Р.М.Асадуллин
А.Ю.Белогуров
М.В.Богуславский
В.А.Болотов
А.Я.Данилюк
А.А.Кузнецов
В.С.Лазарев
В.М.Монахов
Н.Д.Никандров
Л.М.Перминова
А.Л.Семенов
Я.С.Турбовской
Г.Н.Филонов
Редакционный совет:
М.Н.Берулава
А.С.Гаязов
Н.Г.Емузова
В.Н.Иванов
А.А.Орлов
Е.Л.Руднева
Н.К.Сергеев
Ф.Ф.Харисов
Кузнецов А.А., Чернобай Е.В.
Кризис классно-урочной системы при переходе
школы на ФГОС нового поколения...................19
Баранников А.В.
Новые подходы к организации образовательной
деятельности учащихся.........................................27
Лукин Ю.А.
О структуре педагогического знания................36
Ходякова Н.В.
Ситуационно-средовой подход в педагогическом
проектировании.....................................................42
Щербаков Р.Н.
Вершители судеб физического образования.......48
Горшкова В.В.
Отечественные философы и педагоги
о прагматизме Дж. Дьюи......................................57
ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Лебединцев В.Б.
Необходимость перехода к нефронтальным
системам обучения.................................................67
Берестовицкая С.Э.
Система педагогической поддержки
мировоззренческого самоопределения
старшеклассников....................................................74
Симакова Е.С.
Художественный текст глазами старшего
школьника................................................................80
Попов В.А.
Профилактика молодежного экстремизма
в современном российском обществе...................85
КАДРЫ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
ООО «Педагогика», 2015
Трегубова Л.Б.
Формирование компетентности педагога
с использованием маркетинговых технологий....89
Перминова Л.М.
Развитие дидактических идей Т.И.Шамовой
(к 90-летию со дня рождения)............................94
Стр.1
Адрес редакции:
119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8.
Телефоны: (499)248-6971;
(499) 248-5149
Е-mail:
pedagogika2006@yandex.ru
Наш сайт:
http://www.pedagogika-rao.ru
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации.
№ 015021 от 25.06.1996
Подписано в печать
05.03.2015
Формат 70х100 1/16
Печать офсетная
Бумага офсетная
Усл.печ.л. 9,6
Тираж 2000 экз.
Заказ № 837
Цена каталожная
Отпечатано в ОАО «Первая
Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный
Двор»
142300, Московская область,
г. Чехов, ул. Полиграфистов, д.1.
Сайт: www. chpd.ru
телефон 8 (495)988-63-76,
т/факс 8 (496) 726-54-10
Шапошникова Н.Ю.
Индивидуализация обучения как способ
реализации академических свобод студентов....100
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Вульфсон Б.Л.
К.Д.Ушинский — основоположник
сравнительной педагогики в России
(к 190-летию со дня рождения).......................... 105
Калинина Е.А.
Первоначальное обучение детей
в конце VIII–начале XIX в...................................... 112
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Ломакина И.С.
Проблемы мультикультурализма в сфере
образования ЕС......................................................... 118
Уважаемые читатели! На нашем сайте http://www.pedagogika-rao.ru
вы можете ознакомиться с электронными версиями номеров нашего журнала
Стр.2
127
Contens
L.A.Verbitskaya
Language and society. A language role in life of society .................................................................................. 3
SCIENTIFIC MESSAGES
A.A.Kuznetsov, E.V.Chernobay
Crisis of class and lesson system during school’s transition to FSES of new generation............................. 19
A.V.Barannikov
New approaches to the organization of educational activity of pupils.................................................................. 27
Yu.A.Lukin
About structure of pedagogical knowledge..................................................................................................... 36
N.V.Hodyakova
Situational and environmental approach in pedagogical design.................................................................. 42
R.N.Scherbakov
Rulers of the physical education’s destiny........................................................................................................ 48
V.V.Gorshkova
Domestic philosophers and teachers about the J. Dewey’s pragmatism...................................................... 57
QUESTIONS OF EDUCATION AND UPBRINGING
V.B.Lebedintsev
Necessity to move to non-frontal systems of learning.................................................................................... 67
S.E.Berestovitskaya
System of pedagogical support of seniors’ world outlook self-determination ............................................ 74
E.S.Simakova
Literary text through the eyes of the senior school student.......................................................................... 80
V. A.Popov
Prevention of youth extremism in modern Russian society............................................................................... 85
SCIENCE STUFF, CULTURE, EDUCATION
L.B.Tregubova
Teacher’s competence formation with the use of marketing technologies ................................................. 89
L.M.Perminova
Development of T.I.Shamova didactic ideas (to the 90-th anniversary since birth).................................... 94
N.Yu.Shaposhnikova
Individualization of training as a way of realization of students’ academic freedom................................ 100
HISTORY OF SCHOOL AND PEDAGOGICS
B.L.Vulfson
K.D.Ushinskiy — the founder of comparative pedagogics in Russia
(to the 190th anniversary since birth)..............................................................................................................105
E.A.Kalinina
Initial training of children at the end of XVIII — the beginning of the XIX century.............................. 112
COMPARATIVE PEDAGOGICS
I.S.Lomakina
Multiculturalism problems in education of the EU...................................................................................... 118
Стр.127
128
Наши авторы
ВЕРБИЦКАЯ Л.А.
КУЗНЕЦОВ А.А
ЧЕРНОБАЙ Е.В.
БАРАННИКОВ А.В.
ЛУКИН Ю.А.
ХОДЯКОВА Н.В.
ЩЕРБАКОВ Р.Н.
ГОРШКОВА В.В.
ЛЕБЕДИНЦЕВ В.Б.
БЕРЕСТОВИЦКАЯ С.Э.
СИМАКОВА Е.С.
ПОПОВ В.А.
ТРЕГУБОВА Л.Б.
ПЕРМИНОВА Л.М.
ШАПОШНИКОВА Н.Ю.
ВУЛЬФСОН Б.Л.
КАЛИНИНА Е.А.
ЛОМАКИНА И.С.
д. филол. н., профессор, академик РАО, Президент РАО
д.п.н., проф., академик РАО, вице-президент РАО
д.п.н., директор НИИ столичного образования МГПУ
д.п.н., член-корр. РАО, профессор, проректор АСОУ
к.п.н., доцент Воронежского государственного педагогического университета
д.п.н., доцент Волгоградской академии МВД России
д.п.н, профессор, Эстония, г.Таллинн.
д.п.н., профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
к.п.н., доцент Красноярского краевого института повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
к.п.н., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №226
к.п.н, доцент Рязанского государственного педагогического университета
имени С.А. Есенина
д.п.н., профессор Владимирского государственного университета имени А.Г.
и Н.Г.Столетовых
аспирант ЛГУ им. А. С. Пушкина, ст. науч. сотр. НИЦ ЛОИРО
д.п.н., профессор Московского института открытого образования
аспирант МГИМО МИД РФ
д.п.н., профессор, член-корр. РАО, гл. науч. сотр. Института теории и истории
педагогики РАО
к. ист. н., докторант Института российской истории РАН
к.п.н., доцент, докторант Санкт-Петербургского государственного университета
Стр.128