ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Необходимость перехода к нефронтальным системам обучения В.Б.Лебединцев Аннотация. <...> Обсуждается несоответствие доминирующих сегодня систем обучения современным общественным потребностям и тенденциям. <...> Обосновывается обусловленность развития сферы образования переходом к нефронтальным системам обучения. <...> На основе теоретических представлений об уровнях структурной организации обучения характеризуются институциональные системы обучения, чтобы обеспечить индивидуальные программы не отдельных обучающихся, а каждого. <...> It has been maintained that developmental vector in education is connected with transition to non-frontal systems of education. <...> Обучение, уровни структурной организации обучения, институциональная система обучения, фронтальная система обучения, нефронтальная система обучения, система коллективного обучения по индивидуальным программам. <...> Education, levels of structural organization of education, institutional system of education, frontal system of education, non-frontal system of education, system of collective learning according to individual programs. <...> Необходимость перехода от доминирующих сегодня институциональных классно-урочной и лекционно-семинарской систем обучения к новым системам обусловлена следующими объективными фактами. <...> Во-первых, в ХХ в. возникла потребность в обеспечении всеобщего образовательного уровня. <...> Однако общеобразовательная школа собственно общего образования пока не обеспечивает. <...> Доминирующие системы обучения, несмотря на то, что они цельны и безупречны, исчерпали свои возможности в достижении надлежащего качества образования: его достигает лишь часть обучающихся, причем об этом свидетельствуют все виды образовательных результатов — как предметные, так и самым важные — метапредметные и личностные. <...> В частности, распространяются сетевые формы взаимоотношений, организация учения в которых уже желает быть целенаправленной и технологичной. <...> В-третьих, с увеличением срока обучения обостряется противоречие между индивидуальным характером усвоения содержания <...>