История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 3 (19)
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Казанина Л. Ю. <...> Из истории Нижегородского
губернского попечительного о тюрьмах комитета в XIX – начале XX в. <...> Философские предпосылки изучения акмеологических
ресурсов психологического здоровья…………………………………………. <...> Национальное правосознание и его
отражение в правотворческой и правоприменительной деятельности .......... 98
1
Известия высших учебных заведений. <...> Значение взглядов Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского
и Л. Н. Толстого на проблемы подготовки учителя для становления
гуманистической парадигмы российского образования ................................ 113
Шарошкина М. К. <...> Коммуникативно-организационный критерий готовности
будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся ............ 138
Краличкина Е. А. <...> Этот вопрос получил достаточное освещение в отечественной историографии. <...> Закон 9 ноября 1906 г. получил
следующую оценку «Вестника русского собрания»: «Полное игнорирование
жизненного опыта, полное незнание земельного положения крестьянина и,
наконец, полное неуважение к опыту самого крестьянина-землевладельца –
вот основное положение землеустроительного проекта П. А. Столыпина. <...> По мнению Ивана Кашкарова, автора ряд статей под общим названием «Зачем обезземеливать крестьян?», опубликованных в «Русском знамени», уничтожение общины и личное землевладение породят пролетариев. <...> В другом цикле статей, опубликованных в «Русском знамени» под общим названием «Следует ли уничтожать общину»,
Иван Кашкаров доказывает, что Россия находится в благоприятном положении для сохранения в ней общины, потому что «она страна православная и
земледельческая, а также и самодержавная». <...> Автор недоумевает, зачем понадобился жестокий опыт с отрубными участками: «Община на Руси всегда
уживалась с личным землевладением, и обеим формам возделывания полей,
4
№ 3 (19), 2011
Гуманитарные науки. <...> «Не один революционер не мог <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№3_2011.pdf
№ 3 (19), 2011
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 3 (19)
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Казанина Л. Ю. Столыпинская аграрная реформа в оценке российских
консерваторов и ее институционализация в партийной печати ........................ 3
Варенцова Л. Ю., Варенцов С. Ю. Из истории Нижегородского
губернского попечительного о тюрьмах комитета в XIX – начале XX в. ..... 12
Слезин А. А. Становление культа Ленина в комсомоле .......................................... 19
Галимова Л. Н. Особенности менталитета купца-старообрядца ............................ 26
ФИЛОСОФИЯ
Коптелов А. О. О некоторых классических подходах
к проблеме идеального ....................................................................................... 34
Ситкевич Н. В. Аксиологический срез изменений мировоззрения
в информационном обществе ............................................................................. 43
Баранец Н. Г., Ершова О. В. О стандартах научной деятельности ....................... 51
Xватова М. В. Философские предпосылки изучения акмеологических
ресурсов психологического здоровья………………………………………….58
ФИЛОЛОГИЯ
Данилина Н. И. Славянская морфонология: эволюция системы ........................... 67
Круглова Т. С. Специфика адресации в творчестве раннего
Маяковского: поэтика лирических инвектив .................................................... 77
Жаткин Д. Н., Тэн-Чагай Н. Ю. Художественное осмысление
Н. В. Гербелем фрагмента «Эпиталамы» Эдмунда Спенсера ......................... 84
Викторова Е. Ю. Лингвокультурное своеобразие вспомогательных
коммуникативных единиц в политическом дискурсе
(на материале русского и английского языков) ................................................ 91
Барабаш О. В., Мартынова О. А. Национальное правосознание и его
отражение в правотворческой и правоприменительной деятельности .......... 98
1
2011
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Беликова Е. В. Имидж Алтайского края в зарубежной
прессе: лингвокогнитивный аспект .................................................................. 107
ПЕДАГОГИКА
Кипурова С. Н. Значение взглядов Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского
и Л. Н. Толстого на проблемы подготовки учителя для становления
гуманистической парадигмы российского образования ................................ 113
Шарошкина М. К. Формирование модели муниципальной
системы оценки качества образования ............................................................ 121
Серебровская Н. Е. Интегративный подход к обучению
будущих специалистов-менеджеров в системе
высшего профессионального образования ...................................................... 131
Нагорнова А. Ю. Коммуникативно-организационный критерий готовности
будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся ............ 138
Краличкина Е. А. Специфика процесса социализации
учащихся профильных медицинских классов лицея ...................................... 146
Варникова О. В. Формирование эмоционально-ценностного
отношения к профессии средствами иностранного языка ............................. 153
Мещеряков А. С., Бехтер А. Ю. Педагогические возможности
создания обучающей среды для профессионально-личностного
саморазвития будущего специалиста технического
профиля средствами иностранного языка........................................................162
2
Стр.2
№ 3 (19), 2011
Гуманитарные науки. История
ИСТОРИЯ
УДК 94(470) «1906/1911»
Л. Ю. Казанина
СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА
В ОЦЕНКЕ РОССИЙСКИХ КОНСЕРВАТОРОВ
И ЕЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В ПАРТИЙНОЙ ПЕЧАТИ
Аннотация. В статье излагается позиция правых партий России начала ХХ в.
относительно одной из составляющих столыпинской программы модернизации
– аграрной реформы. На материалах печатных органов консервативных
партий доказывается, что их агитационно-пропагандистская деятельность заключалась
в критике наиболее уязвимых аспектов реформы и формировании
отрицательного по отношению к ней общественного мнения, что, по мысли
автора статьи, сыграло не последнюю роль в неприятии обществом столыпинского
варианта модернизации России.
Ключевые слова: правые партии, столыпинская аграрная реформа, общественное
мнение.
Abstract. The article conveys a position of the right parties of Russia in the beginning
of ХХ century concerning one of the components of Stolypin’s modernization
programs - an agrarian reform. On the basis of conservative parties’ publications the
author proves, that the agitation-and-propaganda activity of the parties consisted of
criticism against the most vulnerable aspects of the reform and of formation of negative
public opinion towards them. According to the author, this fact played a significant
role in social aversion of Stolypin’s variant of modernization of Russia.
Key words: The right parties, Stolypin's agrarian reform, public opinion
Российская модернизация начала ХХ в., форсированная и направляемая
сверху, стимулировала появление новых форм политической активности, дав
толчок полемике по вопросам преобразований не только на уровне институтов
государственной власти, но и в обществе. «Для суждения о том, как общество
и народ отнеслись к политике нынешнего министерства, нужно будет
подождать реакции на нее со стороны настоящих политических партий, действующих
на выборах в Государственную Думу и представляющих собою
организации, раскинутые по всей стране» [1], – писала кадетская «Речь».
Идеологи традиционализма были убеждены в том, что Россия самодостаточна
и должна развиваться по собственному национальному пути, что
следует отказаться от искусственного втягивания ее в общеевропейский цивилизационный
процесс. В основу их деятельности были положены идеи,
сформулированные еще в 40-е гг. XIX в. и узаконенные Николаем I как главные
столпы официальной политики: православие, самодержавие, народность.
Из крупнейших общенациональных политических формирований на указанных
позициях в рассматриваемый период находились образованный в ноябре
1905 г. Союз русского народа (СРН), Союз имени Михаила Архангела, учрежденный
в 1908 г. группой бывших членов СРН во главе с В. М. Пуришкеви3
Стр.3