Круглова СПЕЦИФИКА АДРЕСАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ РАННЕГО МАЯКОВСКОГО: ПОЭТИКА ЛИРИЧЕСКИХ ИНВЕКТИВ Аннотация. <...> В статье анализируются ранние сатирические произведения Маяковского, обосновывается их адресованный характер. <...> Доказывается, что эстетикоидеологические установки поэта, «судящего» действительность с точки зрения нового социально-философского идеала, инспирировали формирование жанра инвективы, предполагающего прямое вторжение в привычный ход жизни. <...> В связи с этим в его поэзии возрастает доля адресованных жанров, непосредственно апеллирующих не только к эстетическим эмоциям читателей, но и к их общественной позиции и к базовым мировоззренческим установкам. <...> Стремление утвердить собственный тип жизнеотношения в преддверии крушения «старого мира» и грядущего «мирового переворота» вызвало к жизни, с одной стороны, немногочисленные воззвания-«кличи», адресованные духовным единомышленникам («Мы», 1913; «Послушайте!», 1914), с другой стороны, многочисленные обращения инвективного характера к презираемой толпе и к ее отдельным представителям (несобранный цикл гимнов, «Нате!», 1913; «Вам!», 1915; «Теплое слово кое-каким порокам», 1915; «Внимательное отношение к взяточникам», 1915; «В. Я. Брюсову на память», 1916; «Эй!», 1916; «России», 1916; «Братья писатели», 1917). <...> Представления Маяковского об искусстве как о начале, преобразующем действительность, о художественном слове как средстве прямого социального воздействия обусловили появление в его творчестве остросоциальных адресаций к буржуазной публике, например «Нате! <...> Поволжский регион тирических гимнов, обличающих пороки современного общества; иронических посланий к собратьям по перу (типа «Братья писатели» (1917)). <...> Главная особенность одной из самых известных инвектив Маяковского – стихотворения «Нате!» – установка на смешивание текста искусства и текста жизни, что инспирирует феномен «двойной адресации»: адресат может быть «прочитан» как в семантическом <...>