Основным предметом анализа в данной работе выступает проблема идеального, рассматриваемая в гносеологическом контексте дискуссионного поля второй половины ХХ столетия, не выходящем за границы традиционного марксистского подхода в объяснении человеческой психики и сознания. <...> На месте прежнего, довольно устойчивого методологического пуризма традиционного марксистского подхода в объяснении происхождения и формирования человеческой психики и сознания появились новые методы, опирающиеся как на современные исследования нейродинамики головного мозга, разработки в области трансперсонального опыта, принципы и перспективы холономных подходов, так и на общетеоретические вариации онтологических проектов в философии. <...> Основная задача автора статьи – обозначить проблемные стороны в теории деятельности как объяснительного принципа явлений человеческой психики – идеального и сознания, а также допустимые пределы научной идентификации этого принципа. <...> Вместе с тем, учитывая ее многоаспектный характер, включенность в категориально-философское поле другой, смежной с ней проблемы сознания, то, безусловно, она имеет давнюю историю, насчитывающую не одно тысячелетие. <...> , в которых с особой отчетливостью проявляется принцип ассоциации на мышление. <...> Более развернутые подходы к проблеме сознания и идеального в их гносеологической релевантности были созданы во второй половине XIX – начале ХХ в. психофизиологами Г. Гельмгольцем, Г. Фехнером, В. <...> Вундтом, И. М. Сеченовым в его учении о рефлекторной природе психики, а также В. М. Бехтеревым, Н. <...> В научно-теоретическом поле различных интепретаций психики, сознания и когнитивных его аспектаций, связанных с ментальными и речеоперативными функциями, начинают формироваться основные диспозиции в понимании идеального как феномена нейрофизиологической и предметной деятельности. <...> В конце XIX – начале XX столетия экспериментальные исследования по выявлению условных <...>