Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ 1/2017 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Педагогические измерения Главный редактор Решетникова Оксана Александровна, к.п.н., директор ФГБНУ ФИПИ Редакционная коллегия: Болотов Виктор Александрович – академик РАО, д.п.н., научный руководитель Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Безбородов Александр Борисович – д.ист.н., проректор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по истории ФГБНУ ФИПИ Вербицкая Мария Валерьевна – д.фил.н., руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ ФИПИ Демидова Марина Юрьевна – д.п.н., руководитель центра педагогических измерений ФГБНУ ФИПИ Егорова Юлия Станиславовна – к.п.н., начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора Ефремова Надежда Фёдоровна – д.п.н., заведующий кафедрой «Педагогические измерения» Донского государственного технического университета Иванова Светлана Вениаминовна – д.ф.н., директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – к.ф-м.н., директор Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. <...> РАО, д.п.н., руководитель центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Малеванов Евгений Юрьевич – к.п.н., ректор ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Семченко Евгений Евгеньевич – к.э.н., начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной <...>
Педагогические_измерения_№1_2017.pdf
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Педагогические
измерения
Главный редактор
Решетникова Оксана Александровна, к.п.н., директор ФГБНУ ФИПИ
Редакционная коллегия:
Болотов Виктор Александрович – академик РАО, д.п.н.,
научный руководитель Центра мониторинга качества
образования Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Безбородов Александр Борисович – д.ист.н., проректор
ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный
университет», руководитель федеральной
комиссии разработчиков КИМ для ГИА по истории
ФГБНУ ФИПИ
Вербицкая Мария Валерьевна – д.фил.н., руководитель
федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по
иностранным языкам ФГБНУ ФИПИ
Демидова Марина Юрьевна – д.п.н., руководитель центра
педагогических измерений ФГБНУ ФИПИ
Егорова Юлия Станиславовна – к.п.н., начальник
Управления оценки качества общего образования
Рособрнадзора
Ефремова Надежда Фёдоровна – д.п.н., заведующий
кафедрой «Педагогические измерения» Донского
государственного технического университета
Иванова Светлана Вениаминовна – д.ф.н., директор
Института стратегии развития образования Российской
академии образования
Карданова Елена Юрьевна – к.ф-м.н., директор Центра
мониторинга качества образования Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
Лазебникова
Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д.п.н.,
руководитель центра социально-гуманитарного образования
Института стратегии развития образования
Российской академии образования
Малеванов Евгений Юрьевич – к.п.н., ректор ФГАОУ
ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»
Семченко Евгений Евгеньевич – к.э.н., начальник
Управления надзора и контроля за деятельностью
органов исполнительной власти субъектов РФ
Рособрнадзора
Скворцова Галина Ивановна – к.п.н., начальник отдела
нормативного регулирования процедур оценки качества
общего образования Департамента государственной
политики в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации
Татур Александр Олегович – к.ф-м.н., главный научный
консультант ФГБНУ ФИПИ, начальник отдела развития
инструментария оценки качества образования
ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования»
Шаулин Валентин Николаевич – д.п.н., профессор
ОАНО «Московская высшая школа социальных и экономических
наук», советник на общественных началах
руководителя Рособрнадзора
Редакция:
Заместитель главного редактора: к.психол.н.
Кушнир Алексей Михайлович
Заместитель главного редактора:
Лячина Светлана Николаевна
Ответственный секретарь:
Гончарова Мария Владимировна
Вёрстка: Богданов Андрей
Корректор: Денисьева Татьяна
Технолог: Цыганков Артём
Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62
E-mail: narob@yandex.ru , kushnir-narobr@yandex.ru
Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
Издатель:
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических
измерений»
© Коллектив авторов, 2017
Адрес: 123557 г. Москва, ул. Пресненский Вал,
дом 19, строение 1
2017
1
Стр.2
Содержание номера:
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Решетникова О.А.
Особенности всероссийских проверочных работ для 11-х классов ............................................4
В статье освещаются основные подходы к отбору содержания и структуры всероссийских
проверочных работ для 11-х классов. Делается акцент на том, что использование единого
инструментария для итоговых работ решает проблему надёжности и объективности итоговой
оценки на уровне среднего общего образования, оказывает положительное влияние на
внутриклассное оценивание, повышает доверие общества к школьной отметке.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цыбулько И.П.
Устная часть государственной итоговой аттестации по русскому языку
как педагогическое явление .....................................................................................................8
В статье описываются концептуальные подходы к проведению устной части государственной
итоговой аттестации по русскому языку. Описываются две организационно-технологические
экзаменационные модели: компьютерная и беседа с экзаменатором. Приводятся примеры
моделей заданий, обсуждаются проблемы оценивания чтения текста, монолога и диалога.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Рохлов В.С., Скворцов П.М.
Основной государственный экзамен по биологии: анализ опыта и направления развития ..... 19
В статье анализируется опыт создания модели контрольно-измерительных материалов для
основного государственного экзамена по биологии, раскрываются отличия ОГЭ по биологии
от ЕГЭ, рассматриваются особенности использования различных видов заданий, даются
примеры заданий и приводится анализ ответов обучающихся.
Зинин С.А.
Итоговый экзамен по литературе и методика преподавания предмета: стратегия
«обратной связи» ...................................................................................................................27
В статье рассмотрена проблема «обратной связи» между ЕГЭ по литературе в его новой
версии и системой школьного обучения предмету. Выделены наиболее важные направления
совершенствования современной методики преподавания литературы в свете задач текущего
и итогового контроля по предмету.
Дрянных Н.В.
Мини-сочинение по обществознанию: методические аспекты подготовки и проверки ...........32
В статье анализируются особенности обществознания как интегративного предмета
в образовательном пространстве школы. Рассматриваются критерии оценивания задания на
написание мини-сочинения в КИМ ЕГЭ по обществознанию, особое внимание уделяется
видам теоретической и эмпирической аргументации.
Хлытина О.М.
Проектирование планируемых результатов обучения. Как сконструировать задания
контрольной работы по истории? ........................................................................................... 37
В статье охарактеризованы трудности проектирования и проверки планируемых результатов
изучения истории, с которыми встречается современный учитель; представлен опыт
конструирования заданий контрольных работ по истории с учётом требований ФГОС
и историко-культурного стандарта.
Шамигулова О.А.
Готов ли современный учитель к оцениванию образовательных результатов
в деятельностной парадигме? ................................................................................................45
2
В статье приведены типичные трудности при выполнении экзаменационных заданий по
обществознанию в сопоставлении с формами и методами организации текущей оценки
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2017
Стр.3
учебных достижений. Обозначены перспективы применения отдельных заданий КИМ ЕГЭ
в формирующем оценивании при условии профессиональной готовности учителя.
Серпова У.В.
Оценивание экспериментальных умений в школьном курсе физики ....................................... 51
В статье описываются существующие подходы к оценке уровня овладения
методологическими умениями в ОГЭ и ЕГЭ по физике, рассматриваются требования ФГОС
к формированию экспериментальных умений, предлагаются подходы к оценке этой группы
умений в текущем учительском контроле или промежуточной аттестации.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОКО
Попова В.Р.
Анализ выполнения заданий ЕГЭ по математике с учётом результатов
по административно-территориальным единицам ..................................................................56
В статье представлен фрагмент анализа ЕГЭ по математике базового и профильного уровней
в разрезе результатов, демонстрируемых образовательными организациями разных
административно-территориальных единиц одного из регионов. Представленный опыт
анализа результатов ГИА создаёт базу для принятия управленческих решений на
региональном и муниципальном уровнях образования.
ПРОЦЕДУРЫ ОКО
Гиголо А.И.
Методика анализа качества проверки заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ по физике ..........66
В статье рассматриваются подходы к анализу согласованности работы экспертов
региональной предметной комиссии по физике в г. Москве при проверке заданий
с развёрнутым ответом, описывается методика выявления причин расхождения в оценках
экспертов. Предложен порядок формирования рейтинга качества проверки экспертов, на
основании которого можно принимать решения о формировании предметной комиссии.
Ильичёва С.А.
Особенности проведения профессиональной аттестации педагогических работников:
российский и международный опыт ........................................................................................ 73
В статье анализируется опыт существующей системы аттестации педагогических работников
в российских регионах, описывается специфика организации обязательной аттестации на
соответствие занимаемой должности и добровольной аттестации — на первую и высшую
квалификационную категорию. Приведены примеры моделей систем оценивания
педагогических работников в Чили, Англии, Португалии, Канаде и Сингапуре.
ПРАКТИКУМ ТЕСТОЛОГА
Белобородов В.Н., Татур А.О.
О прогностической ценности результатов ОГЭ по отношению к результатам ЕГЭ ...................80
В статье приведены итоги исследования по сравнению индивидуальных результатов ОГЭ
по математике и русскому языку в городе Москве с результатами ЕГЭ по этим же предметам
для тех же самых выпускников. Показано, что результаты ОГЭ по алгебре и русскому языку
обладают высокой прогностической способностью по отношению к результатам ЕГЭ по
математике и по русскому языку.
Бекмухаметова К.Р.
Связь результатов государственной итоговой аттестации школьников 9-х и 11-х классов .....85
В статье приведён сравнительный анализ распределений заданий КИМ ОГЭ и ЕГЭ
по математике по содержательным блокам, умениям и способам деятельности.
Рассматриваются результаты психометрического анализа КИМ ОГЭ по математике, а также
анализа способности результатов ОГЭ предсказывать результаты ЕГЭ по математике.
В рамках анализа построены регрессионные модели, показана сила связи результатов ОГЭ
и ЕГЭ.
Contents. ................................................................................................................................. 91
3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2017
Стр.4