Московского университета Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Одинец В.П. <...> Профессиональнопедагогическая культура преподавателя вуза как объект теоретического исследования . <...> Комплексное использование моделей и модельного эксперимента в изучении естественнонаучных дисциплин . <...> Принципы организации культурнообразовательного пространства педагогических университетов Украины . <...> Обсуждается выполнение Россией целей Болонской декларации 1999 г. Ключевые слова: цели Болонской декларации, европейское простран ство высшего образования. <...> Понятно, что новый Закон об образованииРФписался под “дик товку” Болонского процесса, тем более что уже в марте 2010 г. на конференции министров образования европейских стран в Бу дапеште и Вене [5] Россия объявила, что 4 цели, поставленные в Болонской Декларации 1999 г., за годыприсоединения к Бо лонскому процессу Россией полностью выполнены [2]. <...> Фор мально “борьба с педвузами” ведется под флагом необходимости давать педагогическое образование лишь в рамках классических университетов. <...> И в царское время не еди нождыставился вопрос о необходимости иметь университетское образование для учителей гимназий. <...> Заметим, что ликвидация педагогических вузов не имеет ниче го общего ни с целями, ни с задачами Болонской декларации. <...> Ссыл ки на отсутствие в Болонской декларации специальной психолого педагогической составляющей явно не состоятельны. <...> Приведем основные 7 задач Болонской декларации 1999 г. [2], призванные обеспечить выполнение целей этой декларации. <...> 1По Указу 1868 г. [6: 33]: “…звание учителя и воспитателя прогимназий и гимназий приобретается сдачей установленных испытаний без прохождения уни верситетских занятий”. <...> Резюмируя все сказанное выше, можно констатировать, что пока Болонский процесс принес России в основном разрушение, развеялись иллюзии и необоснованные надежды [11 <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№1_2014.pdf
Московского
университета
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Одинец В.П. К 10летию Болонского процесса в России. . . . . . . . . . . 3
Педагогические размышления
Далингер В.А. Проблемы подготовки бакалавров и магистров в педагоги
ческом вузе в условиях многоуровневой системы образования. . . . 11
Москвин В.А. Главные элементы качества работы вуза . . . . . . . . . . . 22
Александрова В.Г. Значение интеграции в содержании современного об
разования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Алеева Ю.В. Профессиональнопедагогическая культура преподавателя
вуза как объект теоретического исследования . . . . . . . . . . . . . 38
Реалии педагогического образования
Науменко Ю.В., Науменко О.В. Современное содержание здоровьесбе
регающих технологий в подготовке педагога . . . . . . . . . . . . . . 52
Опыт практической педагогики
Кожевников Д.Н. Комплексное использование моделей и модельного
эксперимента в изучении естественнонаучных дисциплин . . . . . 70
Слово мэтра
Кудрявцев Л.Д. Об экзаменах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Голоса молодых
Калинина А.И. Дистанционное обучение как часть системы непрерыв
ного образования и роль самообразования в дистанционном обу
чении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Старикова А.В. Познавательные барьеры в обучении студентов . . . . . . 106
Чужая жизнь и берег дальний
Смолинская О.Е. Принципы организации культурнообразовательного
пространства педагогических университетов Украины . . . . . . . . 115
№ 1• 2014 •ЯНВАРЬ—МАРТ
Выходит один раз в три месяца
Вестник
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
Стр.1
CONTENTS
Question of present interest
Odyniec V.P. On the 10th anniversary of the Bologna process in Russia . . . . 3
Pedagogical Ideas
Dalinger V.A. Some important problems on training of bachelors and mas
ter’s degrees at the teacher training university in multilevel education
system . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Moskvin V.A. The major elements of a university’s work quality . . . . . . . . 22
Aleksandrova V.G. Significance of integration in the content of the modern
education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Aleeva U.V. Vocationalpedagogical culture lecturer as a desk study . . . . . . 38
Reality of Pedagogical Education
Naumenko Yu.V., Naumenko O.V. The modern maintenance of technologies
of schoolboys keeping health in preparation of the teacher . . . . . . . . 52
Experience of Practical Pedagogics
Kozhevnikov D.N. Complex use of models and model experiment in studying
of naturalscience disciplines . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
The Word of Master
Kudryavtsev L.D. About examinations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
The Voices of the Youth
Kalinina A.I. Distance learning as a part of lifelong learning system and
the role of selfeducation in distance learning . . . . . . . . . . . . . . . 100
Starikova A.V. Cognitive barriers in university teaching . . . . . . . . . . . . . 106
Foreign Life and Distant Land
Smolinska O.Ye. Principles of organization the cultural and educational space
of university . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
©Издательство Московского университета.
“Вестник Московского университета”, 2014
Стр.2
ВЕСТН.МОСК.УНТА.СЕР. 20.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ. 2014.№1
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
К 10ЛЕТИЮ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ
В.П. Одинец
(Коми государственный педагогический институт, г. Сыктывкар;
email: w.p.odyniec@mail.ru)
В работе подведеныкраткие итоги 10летнего участия России в Бо
лонском процессе. Обсуждается выполнение Россией целей Болонской
декларации 1999 г.
Ключевые слова: цели Болонской декларации, европейское простран
ство высшего образования.
1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон об образова
нии [1] и практически одновременно отмечается 10 лет с того
момента, когда в Берлине в сентябре 2003 г. министр образования
и науки Российской Федерации поставил свою подпись под доку
ментом о присоединении России к Болонскому процессу [2—4].
10 лет — это уже достаточный срок, чтобы оценить воздей
ствие Болонского процесса на развитие образования в России.
Понятно, что новый Закон об образованииРФписался под “дик
товку” Болонского процесса, тем более что уже в марте 2010 г.
на конференции министров образования европейских стран в Бу
дапеште и Вене [5] Россия объявила, что 4 цели, поставленные
в Болонской Декларации 1999 г., за годыприсоединения к Бо
лонскому процессу Россией полностью выполнены [2].
Перечислим эти цели.
1. Расширение доступа к высшему образованию.
2. Повышение качества и привлекательности европейского
высшего образования.
3. Расширение мобильности студентов и преподавателей.
4. Обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов
с учетом требований рынка труда.
1. Если говорить о первой цели, то в первые 5 лет (до сентября
2008 г.) действия властей на федеральном и региональном уров
нях, бесспорно, способствовали расширению доступа к высшему
3
Стр.3