Рассмотрена роль модельного эксперимента в науч ном познании. <...> Определено место модельного эксперимента в триаде процесса познания: эксперимент (Э)—модель (М)—теория (Т). <...> Ключевые слова: учебная модель, триада: эксперимент—модель—тео рия, модельный эксперимент, комплекс моделей, педагогикоэргономические требования, образмодель, полимодельные интерпретации. <...> Он же впервые применил мыс ленный эксперимент как средство построенияидеальной модели; 70 Исаак Ньютон использовал мысленные модели дляописа ния и объяснения природы явлений (свет, электричество, тяготение); строил гипотезы на основе наглядных моделей; положил начало моделированию как методу теоретического исследования; на осно ве метода моделированияпостроил классическую механику, теорию света, теорию движения планет; Майкл Фарадей, используяаналогию процесса распростра ненияиндукции с “колебаниями взволнованной водной поверх ности или же звуковыми колебаниями частиц воздуха”, создал на глядный геометрический образ силовых линий и механические модели эфира; создал первые модели электродвигателя, трансфор матора, униполярной динамомашины; ввел в физику новый объ ект—физическое поле; Джеймс Клерк Максвелл считал модель эвристическим сред ством построениятеории; ввел в физику и в явном виде использо вал моделианалогии; четко сформулировал метод физической аналогии, названный в дальнейшем методом математического мо делирования; дал формулировку метода моделирования как одного из общих методов познания; на основе построенных моделей и метода моделирования создал теорию электромагнитного поля; Уильям Томсон (лорд Кельвин) использовал модели из ша ров, маховых колес, пружин, гироскопов, свойственных механи ческим устройствам; внес существенный вклад в развитие теории термодинамики; дал формулировку второго начала термодинамики; ввел понятие о вечном двигателе второго рода; Гендрик <...>