Старикова (аспирантура географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; email: fraustar04@mail.ru) В статье рассматривается преподавание социальноэкономической географии в вузе в рамках концепции познавательных барьеров, приво дятся примеры таких барьеров и предлагаются практические рекоменда ции по их профилактике и коррекции, подчеркивается важность этапа разработки учебных материалов. <...> Технология выявления и преодоления познавательных барьеров представлена автором с помощью анализа текста главы учебника по социальноэкономической географии зарубежного мира путем выделения фрагментов — источников познавательных за труднений и определения соответствия учебной информации категори ям содержательной корректности и насыщенности. <...> На современном этапе концепция познавательных барьеров в обучении (развиваемая в работах А.И.Пи липенко, В.А. Попкова, А.В.Коржуева, Л.А.Геращенко, Н.В.Мара ховской, Р.Х.Шакурова и др.) утверждает, что учебная деятельность не может осуществляться без систематического предупреждения и преодоления таких барьеров. <...> В.А. Попков, А.В.Коржуев и их соавторы выделяют два под хода к пониманию обозначенной проблемы [7]: в первом случае познавательные барьеры обусловлены слабым исходным уров нем знаний студентов, а также трудностями, связанными с некор ректной подачей в различных источниках содержанияучебного материала; во втором случае познавательные барьеры возникают в процессе самостоятельного решения учебнопознавательных задач (изза неумениякорректно осуществлять операции логиче ского характера, пользоватьсятеми или иными познавательными технологиями и т.п.) <...> . Вопросами диагностики и своевременного предвиденияраз личных типов1 познавательных барьеров в процессе обучения(т.е. технологиями выявления этих барьеров) и условиями их преодо лениязанимаютсямногие исследователи, однако в учебнопеда гогической литературе эта тема освещена <...>