СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 13/4 2015 СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Научно-практический журнал Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 25 сентября 2009 г. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-37683 Учредитель – Южный федеральный университет Главный редактор – академик РАО, д.биол.наук, профессор Ермаков П.Н. <...> © Северо-Кавказский психологический вестник Журнал издается с 1996 г., выходит 4 раза в год СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Научно-практический журнал 2015 г. ➤ № 13/4 Выпускающий редактор – Буняева М.В. <...> ШПИЛЬРЕЙН В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ЭПОХИ Акименко Д. А. <...> Научный путь Сабины Шпильрейн как предмет биографического исследования . <...> Феномен Сабины Шпильрейн: контекст эпохи и востребованность наследия . <...> 15 ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА ВОЗРАСТНУЮ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Масаева З. В. <...> Рассмотрение проблемы альтернативного позиционирования с позиции проявления его крайних форм. <...> 42 ДЕСТРУКЦИЯ, ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ, АГРЕССИЯ – КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Абакумова И. В., Ачина А. В., Коленова А. С. <...> Деструкция как причина становления, или явление, опережающее событие . <...> Шпильрейн о деструкции как причине становления в контексте трансперсональной и интегральной теорий психологии. <...> 78 ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ Бабиянц К. А. <...> Балинтовская группа сквозь призму модели трехпозиционного описания . <...> Бессознательное восприятие манипуляционного воздействия на индивидуальные представления при формировании антитеррористического сознания личности . <...> Феномен сублимации в свете современных представлений о причинах возникновения стресса. <...> Деструктивные формы обратной связи в межличностном общении студентов . <...> Харизматическая личность в пространстве элитарного образования . <...> 114 4 ПСИХОАНАЛИЗ <...>
Северо-Кавказский_психологический_вестник_№4_2015.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ С. Н. ШПИЛЬРЕЙН В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ЭПОХИ
Акименко Д. А.
Сабина Шпильрейн. Основные вехи жизни знаменитой жительницы Ростова-на-Дону ........................................7
Барсукова О. В.
Научный путь Сабины Шпильрейн как предмет биографического исследования .............................................11
Шпагин С. А.
Феномен Сабины Шпильрейн: контекст эпохи и востребованность наследия ................................................15
ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА ВОЗРАСТНУЮ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Масаева З. В.
Развитие эмоциональной компетентности педагога как инициация формирования смыслообразования учащихся .............18
Багова Р. Х.
Репрезентация школьниками собственных психозащитных стратегий в ситуациях учебного взаимодействия ..................22
Бреус Е. Д.
Представления о себе и партнере как детерминанты деструктивного педагогического общения ..............................26
Дудникова А. А., Беликова М. А.
Рассмотрение проблемы альтернативного позиционирования с позиции проявления его крайних форм.......................30
Звездина Г. П., Князева Е. В.
Роль психологических защит личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС.......................33
Раева Д. А.
Теоретико-психологическая модель экологичного самосознания современных подростков...................................36
Филиппова А. В.
Влияние порядка рождения на формирование социометрического статуса .................................................39
Чернова А. А., Савинова Ю. М.
Особенности воззрений З.Фрейда и его последователей на сущность взросления и самоопределения растущего человека......42
ДЕСТРУКЦИЯ, ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ, АГРЕССИЯ –
КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Абакумова И. В., Ачина А. В., Коленова А. С.
Выявление агрессивного радикала с помощью теста чернильных пятен Г. Роршаха ..........................................45
Акопова Л. И.
Деструкция как причина становления, или явление, опережающее событие ................................................48
Афанасенко И. В.
Развитие представлений С. Шпильрейн о деструкции как причине становления в контексте трансперсональной
и интегральной теорий психологии......................................................................................50
Буняева М. В., Ковш Е. М.
Агрессия и деструкция в фокусе психоанализа............................................................................55
Зинченко Е. В., Рудя И. А.
Субъективное ощущение одиночества у женщин .........................................................................58
3
Стр.3
Северо-Кавказский психологический вестник ➤ № 13/4 2015 г.
Лукьяненко М. А.
Проблема агрессивности и деструктивности в общении ...................................................................61
Михайлюк Е. Б., Манукян Г. И.
Трансгенерационные истоки идеи деструкции и формирования психоаналитической идентичности Сабины Шпильрейн ........64
Сидоренков А. В.
Деструкция в малых группах ...........................................................................................68
ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА И СУДЬБЫ В ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА
Дейнекина А. С., Обухова Ю. В.
Сплетение судеб: С. Шпильрейн, К. Хорни, А. Фрейд .......................................................................72
Касьянова Д. В.
Женщина в истории психологии: тень или непринятая обществом жертва ..................................................76
Романович Т. Л.
Вклад женщин в развитие психоанализа.................................................................................78
ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Бабиянц К. А.
Несколько слов в пользу позитивной психотерапии.......................................................................82
Белова Е. В.
Балинтовская группа сквозь призму модели трехпозиционного описания ..................................................86
Богуславская В. Ф.
Бессознательное восприятие манипуляционного воздействия на индивидуальные представления при формировании
антитеррористического сознания личности ..............................................................................89
Зинченко Е. В.
Феномен сублимации в свете современных представлений о причинах возникновения стресса...............................91
Кайдановская И. А.
Осознание как инструмент психотерапии, обучения и воспитания ..........................................................94
Мануйлова О. В.
Рефлексивная игра как профилактика молодежного экстремизма сквозь призму позитивной психотерапии ...................97
Мартыненко Т. С., Дейнекина А. С.
Влияние психоанализа на современную психотерапию ...................................................................101
ПСИХОАНАЛИЗ И ОБРАЗОВАНИЕ
Коломийченко Е. В.
Самоотношение студентов, «приобщенных» и «не приобщенных» к спорту, как предмет для психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
Обухова Ю. В., Обухова С. Г.
Образ Сабины Шпильрейн в восприятии студентов непсихологических специальностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Попова Ю. А., Бреус Е. Д.
Деструктивные формы обратной связи в межличностном общении студентов .............................................111
Черемисова И. В.
Харизматическая личность в пространстве элитарного образования ......................................................114
4
Стр.4
ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАУКИ
Шкурко Т. А.
Мать, отец, ребенок в сложной системе взаимоотношений в семье .......................................................118
Шкурко Т. А., Ломова М. А.
Психоаналитическая модель контроля и современные представления о контроле в близких эмоциональных отношениях .....122
РОЛЬ С. Н. ШПИЛЬРЕЙН В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА
Глушко Н. И.
Влияние идеи Сабины Шпильрейн на развитие психоаналитической теории................................................126
С. Н. ШПИЛЬРЕЙН МЕЖДУ ЮНГОМ И ФРЕЙДОМ: ПРЕРВАННЫЙ ДИАЛОГ ДВУХ ШКОЛ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ.....
Филатов Ф. Р.
Сабина Шпильрейн на перепутье психоанализа: Фрейд и / или Юнг?.......................................................129
РЕЗЮМЕ ВЫПУСКА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ...........................................................132
НАШИ АВТОРЫ / OUR AUTHORS.......................................................................155
ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИКАЦИЯМ ......................................................................164
5
Стр.5