АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
© Афасижев М. Н., 2014
КОНЦЕПТУАЛ-АРТ: ИСКУССТВО КАК ИДЕЯ
В статье рассматриваются социокультурные причины и условия появления концептуал-арта, который редуцировал художественное творчество и
искусство до идеи произведения. <...> Концептуал-арт положил начало доминированию в искусстве модернизма различных абстрактных арт-практик. <...> Ключевые слова: концептуал-арт, эстетика, идея, абстрактное искусство, наука
Проблема соотношения идеального и материального всегда являлась центральной в теории
и практике искусства. <...> Во многих направлениях модернизма
эта целостность принципиально отвергалась и в
качестве искусства объявлялись или идеи вне их
материального воплощения, или различные материальные объекты, или явления природы сами
по себе. <...> Абстракционизм, дадаизм, поп-арт, лендарт вполне определенно демонстрируют эти тенденции модернизма. <...> Концептуальность, начиная с дадаизма,
была направлена на отрицание традиционных
форм изобразительности в искусстве. <...> Так, Марсель Дюшан утверждал: «Меня интересуют идеи,
а не живописный результат. <...> Несколько раз я хотел поставить живопись на службу мысли... <...> Фактически я пытался найти место, которое было бы
подальше от нравящейся и физически привлекательной живописи» (cit. on: [1, p. <...> Известный исследователь модернизма американский критик Гарольд Розенберг справедливо утверждал, что для понимания общей черты
модернизма необходимо учитывать в нем нередко
определяющую роль понятий и идей, теоретических манифестов и концепций искусства в его
развитии. <...> В противовес некоторым нашим искусствоведам, которые или отрицали необходимость
появления модернизма как ответ на современную
ситуацию в искусстве и его связь с характерными особенностями эпохи или же рассматривали
его вне его общественно-политических детерминаций, американский искусствовед убежден в
обратном. <...> ).
Возникновение нового направления в модернизме <...>