УДК 78(079)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-аналитический и научно-образовательный журнал
Издается с 2009 года
№ 2 (32) 2014
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ
И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
Евдокимова А. А. Ладовые особенности Осмогласника
Стевана Ластавицы ........................................................................
Гирфанова М. Е. «Перфекция» Франко Кельнского как
начало формирования теории многоуровнего музыкального
метра ������������������������������������������������������������������������������������
3
8
Зейфас Н. М. Опираясь на историческую память жанра� К
проблеме анализа оратории Ф� Мендельсона «Павел» ������� 15
Бочкова Т. Р. Феномен бахианства в музыкальной культуре
������������������������������������������������������������������������������������������� 19
Петри Э. К. Заметки об одном провинциальном нотном
архиве 70–90-х гг� XIX века ��������������������������������������������������� 22
Ануфриева О. В. Три духовных концерта диакона Сергия
Трубачева на тексты апостольских посланий ����������������������� 28
Медведева Ю. П. Оперная сюжетика: к проблеме специфики
и типологии �������������������������������������������������������������������� 34
Шаховской А. П. Фольклор в композиторском творчестве � 39
Шаховской А. П. Ассоциативный ряд музыкального
произведения ��������������������������������������������������������������������������� 43
Сыров В. Н. К типологии стиля джазового творца ������������ 45
МУЗЫКА В ЕЁ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПАРАЛЛЕЛЯХ И
ВЗАИМОСВЯЗЯХ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Донин А. Н. Музыка и музыканты в творчестве Урса
Графа ���������������������������������������������������������������������������������������� 49
Афасижев М. Н. Футуризм: очеловечивание машины и
машинизация человека ����������������������������������������������������������� 54
Афасижев М. Н. Концептуал-арт: искусство как идея ������� 56
Кирнозе З. И. Музыка в пространстве межкультурной
коммуникации: культура и цивилизация ������������������������������ 59
Сивухина Е. А. Проблема интерпретации художественного
текста в творчестве У� Эко ������������������������������������������������� 62
ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
РЕЦЕНЗИИ
Татаринова Т. Л. Роль традиционных музыкальных инструментов
в русских смеховых песенных жанрах ������������� 65
Ян Бо. Сольное народное пение в Китае: проблемы становления
в условиях межкультурной коммуникации ���������� 68
Праздников Г. А. Рецензия на монографию Сидневой Т� Б�
«Искусство как метафора бытия»������������������������������������������ 72
ISSN 2220–1769
16+
Стр.1
ACTUAL PROBLEMS
OF HIGH MUSICAL EDUCATION
Science-analytical and science-educational journal
Publishing since 2009
№ 2 (32) 2014
PROBLEMS
OF MUSICAL THEORY AND
HISTORY
Yevdokimova A. Tonal peculiarities of Octoechos by Stevan
Lastavitsa .........................................................................................
Girfanova M. Franco of Cologne’s «perfection» as the beginning
of forming the theory of multilevel musical meter �����
3
8
Zeifas N. Resting on the historical memory of the genre� To
the problem of analyzing Mendelssohn’s oratorio «Paul» ������� 15
Bochkova T. The phenomenon of Bachianism in the musical
culture �������������������������������������������������������������������������������������� 19
Petri E. Notes about one provincial music archive of the
1870–1890s ������������������������������������������������������������������������������ 22
Anufrieva O. Three sacred concerts of Deacon Sergius
Trubachev on the texts of the Epistles ������������������������������������� 28
Medvedeva J. Opera stories: to the problem of specificity and
typology ����������������������������������������������������������������������������������� 34
Shakhovskoy A. Folklore in a composer’s creativity ������������� 39
Shakhovskoy A. Associative field of a musical composition
������������������������������������������������������������������������������������������� 43
Syrov V. To the typology of the style of a jazz creator ������������ 45
MUSIC IN ITS ARTISTIC
PARALLELS AND
INTERRELATIONS
Donin A. Music and musicians in Urs Graf’s creativity ��������� 49
METHODOLOGICAL
PROBLEMS OF ART STUDIES Afasizhev M. Futurism: huminization of a machine and machinisation
of a human ������������������������������������������������������������� 54
Afasizhev M. Conceptual-art; art as the idea �������������������������� 56
Kirnoze Z. Music in the field of cross-cultural communication:
culture and civilization ���������������������������������������������������� 59
Sivukhina E. Problems of interpretation of an artistic text in
Umberto Eco’s creativity ��������������������������������������������������������� 62
PROBLEMS OF THEORY
AND HISTORY OF MUSICAL
PERFORMANCE
Tatarinova T. The role of traditional musical instruments in
Russian humorous folk song genres ���������������������������������������� 65
Yang Bo. National solo singing in China: problems of
formation in intercultural communication �������������������������� 68
REVIEWS
Prazdnikov G. Review for a monograph «Art as a metaphor
of existence» by T� B� Sidneva ������������������������������������������������� 72
Стр.2
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SUMMARY
Yevdokimova A. Tonal peculiarities of Octoechos by Stevan Lastavitsa. S� Lastavitsa’s Octoechos comprises
tonal systems which appeared in different historical periods (from archaic everyday modality to modern
complicated tonal-harmonic system)� The memory of Serbian people have preserved the main stages of tonal
evolution, encapsulating them in the lines of the Echos�
Key words: Stevan Lastavitsa, Octoechos, Serbian chant, tonality, modal
Girfanova M. Franco of Cologne’s «perfection» as the beginning of forming the theory of multilevel
musical meter. Mensural metric system of musical rhythm formed as a multi-level, transmitting this quality to the
successor tact metric system� The article views the theoretical description of the very first level of future multi-level
mensural meter, undertaken by Franco of Cologne in a treatise «Ars cantus mensurabilis» (1260–1270)� This
phenomenon was not considered in its entirety and integrity in national studies�
Key words: musica mensurabilis, Franco of Cologne, Johannes de Garlandia, musical meter, rhythmic
modes, ars antiqua
Zeifas N. Resting on the historical memory of the genre. To the problem of analyzing Mendelssohn’s
oratorio «Paul». Mendelssohn’s first oratorio opened a new page in the history of the genre, due to the fact
that it was based on the traditions of Bach and Handel viewed from the position of German Romanticism�
Key words: Mendelssohn, oratorio, Bach, Handel, disciple Paul
Bochkova T. The phenomenon of Bachianism in the musical culture. The article aims at analyzing the
phenomenon of Bachianism in European and Russian musical culture�
Key words: J� S� Bach, musical culture, tradition, Bachianism
Petri E. Notes about one provincial music archive of the 1870–1890s. Based on the study of music archives
of the citizens of Arzamasat the end of the 19th century, the article consideres the ratio between Russian and
foreign textbooks on teaching the piano� It points out their influence on the formation of an ear for music and
musical taste�
Key words: music collections, publishing houses, German composers, Conservatory, «Mighty handful»
Anufrieva O. Three sacred concerts of Deacon Sergius Trubachev on the texts of the Epistles� Musical
intonation brings its own laws of thematic development, it keeps some genetic memory of its original structure
and crystallizes the form of the whole work� Three sacred concerts of Deacon Sergius Trubachev on the
texts from the Epistles may serve as an expressive musical illustration of this phenomenon� In one musical
composition purely musical principles were reflects — there three-part form was established in two other
concerts a liturgical recitative became a model, and they lined up a so-called rhetorical form�
Key words: Sergiy Trubachev, spiritual concert, rhetorical form, psalmody
Medvedeva J. Opera stories: to the problem of specificity and typology. Among the specific qualities of
opera stories the article focuses on showing a man at the turning point of his fate, the presence of situations of
lyrical self-expression of heroes, the convention of events� The author also offers an original classification of
opera stories�
Key words: Opera story, mythology, historical opera, comic opera
Shakhovskoy A. Folklore in a composer’s creativity. Creative experience of a professional composer appears
to be a system of interaction of the objective and the subjective, where folklore plays a special role� This
is because it contains the principles of national artistic thinking which, in their turn, provide the phenomenal
features of national art and, consequently, its creators�
Key words: creative process, the objective and the subjective in the experience, the logic of a composer’s
thinking, the sound and the NON-sound, musical composition
Shakhovskoy A. Associative field of a musical composition. Associations serve as the factor of interconnection
of the sound and NON-sound in a musical composition, as an efficient component of a creative process
74
№ 2 (32) 2014
Стр.74
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
and, therefore, — the composer’s interpretation of the sound symbolism, formed in his style (=experience)�
Key words: associative field, megacosm of the world, macrocosm of a human mind, composer’s experience,
personal unconscious, collective unconscious
Syrov V. To the typology of the style of a jazz creator. The article considers the art of jazz in a typological
aspect� The author takes as a basis Martin Williams’s idea about the existence of «intuitive improvisers»
and «synthesizing composers» in jazz� The development of this idea allows to reveal the phenomenon of the
diversity of jazz style manifestations and understand the logic of its complex evolution�
Key words: jazz, style in jazz, history of jazz, Afro-American musical genres, jazz improviser and
composer
Donin A. Music and musicians in Urs Graf’s creativity. The article provides the pictorial stylistic contextual
analysis of the drawings of a Swiss artist of the Renaissance Urs Graf (who also belongs to the German tradition),
which show the scenes of the wind and string musical instruments playing�
Key words: Swizerland, Germany, Renaissance, Urs Graf, drawing, music, horn, flute, bagpipe, fiedel
Afasizhev M. Futurism: huminization of a machine and machinisation of a human. The article considers
the aesthetic theories of Italian futurists, in which they express their hope for the crucial reformation of the European
society by means of technical development� It shows the extremes of the apologetics of «machinism»
as a way to reach the new era in the history of humanity�
Key words: aesthetics, futurism, manifesto, art, science
Afasizhev M. Conceptual-art: art as the idea. The article tackles the socio-cultural reasons and conditions
of conceptual-art emergence, which reduced artistic creativity and art itself to the idea of a composition� Conceptual-art
gave birth to the dominance of various abstract art-practices in Modern art�
Key words: conceptual-art, aesthetics, idea, abstract art, science
Kirnoze Z. Music in the field of cross-cultural communication: culture and civilization. The article points
out that the necessity of linguocultural communication is the time requirement� As the key points it chooses
tragedies by Spengler, Toynbee, Hantigton, Vernadsky�
Key words: cross-cultural communication, music, instrument, culture, civilization, Spengler, Toynbee,
Hantigton, Vernadsky
Sivukhina E. Problems of interpretation of an artistic text in Umberto Eco’s creativity. The article describes
the main problems of interpretation presented in the works of Umberto Eco — the problem of the
interpreter’s liberty as the user of an artistic text, the problem of limits of interpretation, hyper-interpretation�
It shows the evolution of the writer’s views on modern art�
Key words: artistic text, interpretation, hyper-interpretation
Tatarinova T. The role of traditional musical instruments in Russian humorous folk song genres. Historically
russian culture of the instrumental music passed a long way disappearing once and then appearing again
in another shape� It is obvious that the instrumental music was a part of the professional sphere and interacted
with the humorous culture genres of the russian singing tradition as well as the ceremonial one� The author
considers the instrumentarium as a living performance (solos or accompaniment) and also as the symbol of
gladness presented in the figurative and poetic meanings of the verbal texts�
Key words: folk traditional musical instruments, humorous genres in the russian folk songs
Yang Bo. National solo singing in China: problems of formation in intercultural communication. The
article reveals the peculiarities of the formation of national solo singing in modern China� Comparing European
academic and Chinese folk singing, the author refers to the possible ways of their interaction�
Key words: national solo singing, folk singing, vocal art of China
75
Стр.75
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
Prazdnikov G. Review for a monograph «Art as a metaphor of existence» by T. B. Sidneva. The review
highly appreciates the topicality, scientific novelty, theoretical and practical value of the monographic research
«Art as a metaphor of existencee» by Professor of Nizhny Novgorod State Glinka Conservatoire T� B� Sidneva,
which has been published in the Moscow publishing house «Progress-Tradition» in 2013�
Key words: art, metaphor, music, boundary, existence
76
Стр.76
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АВТОРЫ НОМЕРА
Ануфриева Ольга Вильевна, соискатель Уральской государственной консерватории, преподаватель
Пермского регентского училища�
E-mail: anuolga@mail�ru
Афасижев Марат Нурбиевич, доктор философских наук, действительный член академии Гуманитарных
наук (академик), профессор кафедры философии и эстетики Нижегородской государственной консерватории
(академии) им� М� И� Глинки�
E-mail: marat-work@mail�ru
Бочкова Татьяна Рудольфовна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, секции
органа и клавесина Нижегородской государственной консерватории (академии) им� М� И� Глинки�
E-mail: tatyanab31@yandex�ru�
Гирфанова Марина Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции
Казанской государственной консерватории (академии) им� Н� Г� Жиганова�
E-mail: grfn@inbox�ru
Донин Александр Николаевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры философии и эстетики
Нижегородской государственной консерватории (академии) им� М� И� Глинки�
E-mail: an-donin@mail�ru
Евдокимова Алла Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Нижегородской
государственной консерватории (академии) им� М� И� Глинки�
E-mail: evdokimova_51@mail�ru
Зейфас Наталья Михайловна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки
Академии хорового искусства им� В� С� Попова�
E-mail: nngk@mail�ru
Кирнозе Зоя Ивановна, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры
философии и эстетики Нижегородской государственной консерватории (академии) им� М� И� Глинки�
E-mail: nngk@mail�ru
Медведева Юлия Петровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Нижегородской
государственной консерватории (академии) им� М� И� Глинки�
E-mail: jul-medvedeva@yandex�ru
Петри Эльвира Корнеевна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по учебной работе
Арзамасского музыкального колледжа, заслуженный работник культуры РФ�
E-mail: e�petri2011@yandex�ru
Праздников Георгий Александрович, кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой
философии и истории Санкт-Петербургской академии театрального искусства, почетный профессор
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов�
E-mail: nngk@mail�ru
Сивухина Екатерина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальной
педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории (академии)
им� М� И� Глинки�
E-mail: sivukhina@mail�ru
77
№ 2 (32) 2014
Стр.77
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
Сыров Валерий Николаевич, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств
РФ, заведующий кафедрой теории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии)
им� М� И� Глинки�
E-mail: valerysyrov@gmail�com
Татаринова Татьяна Леонидовна, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России,
доцент кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии)
им� М� И� Глинки�
Е-mail: demestvo@mail�ru
Шаховской Альберт Павлович, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки Удмуртской
Республики, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор Нижегородской
государственной консерватории (академии) им� М� И� Глинки�
Е-mail: shakh46@mail�ru
Ян Бо, аспирант кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии)
им� М� И� Глинки, преподаватель музыкального института Линьиского университета Шаньдунской
провинции Китая�
Е-mail: 164233370@qq�com
78
Стр.78
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
Требования к рукописям статей, заявленных к публикации в журнале
«Актуальные проблемы высшего музыкального образования»
• Редакционно-издательский совет Нижегородской консерватории принимает на рассмотрение
ранее не опубликованные статьи�
• При решении о публикации учитываются актуальность и новизна темы, четкая постановка
исследуемой проблемы, логика ее решения, научная достоверность и обоснованность
положений� В статье должны быть представлены результаты исследования, сделаны
соответствующие выводы�
• Редакционно-издательский совет сообщает автору о решении по поводу публикации в
течение трех месяцев со дня регистрации рукописи в отделе�
• Для авторов статей – аспирантов и соискателей – объем рукописей не должен превышать
15 000 знаков, для кандидатов и докторов наук – 20 000 знаков�
• Текст статьи должен быть тщательно выверен и отредактирован автором� Статьи с
опечатками и грамматическими ошибками не рассматриваются�
• Правила оформления статьи:
Рукописи принимаются в печатном и электронном вариантах в виде текстового файла
в формате Word 2003 (шрифт 12, межстрочный интервал одинарный, поля со всех сторон
2 см)�
Оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным:
библиографические ссылки оформляются внутри текста ([1, с� 3], первая цифра – указатель
источника, который приводится в конце рукописи в разделе «Литература» в алфавитном
порядке), примечания (без применения автоматической функции «сноска») приводятся в
конце статьи перед списком литературы� Рукопись обязательно подписывается автором
(авторами) на каждой странице� Указывается дата�
•
К рукописи прилагаются:
отдельным файлом: ФИО автора, название статьи, аннотация (200-250
знаков) и ключевые слова (5-7) на русском и английском языках; сведения об авторе:
ученые степень и звание, должность и место работы, номера контактных телефонов,
адрес электронной почты;
отзыв научного руководителя (для аспирантов и соискателей);
рецензия на статью, в которой дана характеристика новизны работы,
определено качество решения поставленных проблем;
выписка из протокола решения соответствующего структурного подразделения
(кафедры, отдела и т� п�)�
Публикация платная (рукопись статьи направляется на редактирование и в печать после
поступления средств на счет консерватории по договору оказания услуг)�
Подписка на журнал осуществляется в почтовых отделениях РФ: индекс в объединенном
каталоге «Пресса России» – 82885�
Материалы направлять по адресу: nngk.izdaniya@yandex.ru
603600, Нижний Новгород,
ул� Пискунова, д� 40,
Нижегородская государственная консерватория
(академия) им� М� И� Глинки,
издательский отдел�
С электронной версией журнала можно ознакомиться на официальном сайте ННГК
www.nnovcons.ru
79
Стр.79
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-аналитический и научно-образовательный журнал
№ 2 (32) 2014
Редакционный совет:
Э. Б. Фертельмейстер (председатель, главный редактор журнала, ректор Нижегородской государственной
консерватории (академии) им� М� И� Глинки, профессор кафедры хорового дирижирования)
Т. Б. Сиднева (заместитель председателя, проректор по научной работе, зав� кафедрой философии и эстетики,
кандидат философских наук, профессор)
Т. Н. Левая (зав� кафедрой истории музыки, доктор искусствоведения, профессор)
В. Н. Сыров (зав� кафедрой теории музыки, доктор искусствоведения, профессор)
Б. С. Гецелев (зав� кафедрой композиции и инструментовки, профессор)
Р. А. Ульянова (проректор по учебной работе, зав� кафедрой фортепиано, кандидат искусствоведения, профессор)
А. А. Евдокимова (кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки)
Т. Я. Железнова (декан факультета дополнительного образования и повышения квалификации, кандидат
педагогических наук, профессор кафедры музыкальной педагогики и исполнительства)
Т. Г. Бухарова (кандидат филологических наук, доцент, зав� кафедрой иностранных языков)
Л. А. Зелексон (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры музыкальной звукорежиссуры)
Е. В. Приданова (зав� аспирантурой, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки)
Т. Б. Суханова (зав� издательским отделом, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры музыкальной
педагогики и исполнительства)
О. М. Зароднюк (отв� секретарь, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки)
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в
Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук.
Компьютерная верстка А� С� Абрамович
Корректор Л� А� Зелексон
Дизайн обложки Е� Н� Соловьев
Учредитель: ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им� М� И� Глинки»
Журнал зарегистрирован Министерством печати и массовой информации РФ
Рег� № ФС77-41738 от 20�08�2010
Распространяется во всех регионах России
Подписка по каталогам «Пресса России» (индекс 82885)
Свободная цена
Издание включено в систему Российского индекса научного цитирования
(договор № 74-11/2010Р от 24�11�2010)
Адрес издателя и редакции:
603600, Нижний Новгород, ул� Пискунова, д� 40
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им� М� И� Глинки»
Тел�/факс (831) 419-40-56
Подписано в печать 15�05�2014� Формат 60×84/8�
Усл� печ� л� 9,3� Тираж 100 экз� Заказ №24�
Отпечатано: ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им� М� И� Глинки»�
603600, Нижний Новгород, ул� Пискунова, д� 40�
© Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2014
ISSN 2220–1769
Стр.80