АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
© Шаховской А. П., 2014
АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ассоциации выступают как фактор взаимосвязи звукового и НЕ-звукового в музыкальном произведении, как действенный компонент творческого процесса и, соответственно, — интерпретации композитором сложившейся в его стиле (=опыте) звуковой символики. <...> Ключевые слова: ассоциативный ряд, мегакосм мира, макрокосм человеческого ума, композиторский опыт, личное бессознательное, коллективное
бессознательное
Музыка не представляет замкнутый в себе
мир, не является «вещью в себе», она связана незримыми нитями с реальной действительностью
(=жизнью), в которой, по сути, «располагаются»
импульсы, стимулы творчества. <...> В искусствоведческих трудах проблема
влияния внешних факторов на процесс творчества получила пространное толкование. <...> Автор данной работы сделал попытку подобного подхода к проблеме, которую можно
обозначить как проблему «звукового» и «НЕ-звукового» в музыкальном произведения, что предполагает «совмещение» музыковедческого и психологического аспектов анализа. <...> Музыкальное произведение всегда выступает как итоговая музыкально-звуковая форма,
завершающая творческий акт. <...> В контексте же нашего исследования: звучащее (=слышимое) произведение
предстает как pars pro toto (часть вместо целого),
предполагающее наличие некоего НЕ-звучащего
(=НЕ-слышимого) содержания, скрытого от воспринимающего слуха. <...> Хурте идеи об «ассоциативном аккомпанементе» слуховых впечатлений, из разработок
учёных по данной проблеме, автор провел анализ
ассоциативного ряда. <...> Хурте термина «ассоциативный
аккомпанемент», представляется более целесообразным использовать понятие «ассоциативный
ряд». <...> Хурте предполагает, прежде всего, параллельность,
одновременность звучания и сопровождающих
его ассоциаций, чем определяется содержание
предложенного им термина. <...> Наше исследование
показало: произведение <...>