МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
© Афасижев М. Н., 2014
ФУТУРИЗМ: ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ МАШИНЫ
И МАШИНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
В статье представлены эстетические теории итальянских футуристов,
в которых выражены их надежды на коренное преобразование европейского
общества посредством развития техники. <...> Показаны крайности апологетики
«машинизма» как средства достижения новой эры в истории человечества. <...> Ключевые слова: эстетика, футуризм, манифест, искусство, наука
Итальянский футуризм зародился как литературное направление, инициатором и главным теоретиком которого был Филиппо Томмазо
Маринетти. <...> В своих теоретических манифестах
он изложил понимание роли искусства в современном обществе, которое отличалось — даже
по сравнению с последующими программами
модернистов — яростным отрицанием культуры
и искусства прошлого на том основании, что современная цивилизация в корне должна изменить
ценностные ориентации, став на позиции активного и практического преобразования мира при
помощи техники и машин. <...> В «Первом манифесте футуризма» Маринетти писал: «Мы говорим:
наш прекрасный мир стал еще прекраснее — теперь в нем есть скорость. <...> Под багажником гоночного автомобиля змеятся выхлопные трубы
и изрыгают огонь. <...> Его рев похож на пулеметную
очередь, по красоте с ним не сравнится никакая
Ника Самофракийская» [1, с. <...> «Мы будем воспевать
рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев
толпы: пеструю разноголосицу революционного
вихря в наших столицах; ночное гудение в портах и на верфях под слепящим светом электрических лун» [1, с. <...> И далее: «Пусть прожорливые пасти вокзалов заглатывают чадящих змей. <...> Пусть заводы привязаны к облакам за ниточки
вырывающегося из их труб дыма. <...> Пусть мосты
гимнастическим броском перекинутся через ослепительно сверкающую под солнцем гладь реки. <...> Пусть широкогрудые паровозы, эти стальные
кони в сбруе из труб, пляшут и пыхтят от нетерпения на рельсах. <...> Пусть аэропланы скользят <...>