АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
© Сыров В. Н., 2014
К ТИПОЛОГИИ СТИЛЯ ДЖАЗОВОГО ТВОРЦА
Джазовое искусство в статье рассматривается в типологическом
аспекте. <...> Автор отталкивается от идеи Мартина Уильямса о существовании
в джазе «интуитивных импровизаторов» и «синтезирующих композиторов». <...> Развитие этой идеи позволяет раскрыть феномен многообразия стилевых явлений джаза и понять логику его сложной эволюции. <...> Ключевые слова: джаз, стиль в джазе, история джаза, афроамериканские музыкальные жанры, джазовый импровизатор и композитор
Если появление джаза на свет видимо так
и останется приблизительно датируемым событием, то сама история джазовых стилей исследована достаточно подробно, ее маршруты
расписаны вплоть до мельчайших деталей. <...> Авторы, как правило, начинают
с афроамериканских истоков (африканский фольклор, театр менестрелей, спиричуэлс, блюз, регтайм) и излагают эволюцию джаза поступенно,
этап за этапом, стиль за стилем (нью-орлеанский
джаз – свинг – боп – кул – хард-боп – модальный – свободный и т. д.) <...> В чем логика и смысл джазовой эволюции? <...> Например, нью-орлеанский джаз восстает
против респектабельности классического регтайма, существенно меняет его жанровый канон,
внося в него импровизационные «переклички»
(«call and response»), свинговый ритм, «скользящее» блюзовое интонирование, «горячий» звук,
особую фразировку с интенсивным вибрато в
концовках фраз. <...> Свинг, в свою очередь, не выдерживает натиска
новых направлений и после периода благоденствия уступает авансцену, с одной стороны, бунтарскому би-бопу, а с другой — традиционным
диксилендам, возрождающим коллективную импровизацию ньюорлеанцев. <...> Уступает, чтобы через
несколько лет возродиться в гармонически-тембровой колористике кул-джаза и оркестровых
пышностях «прогрессива». <...> Би-боп, сменяя свинг,
возвращает джазу спонтанность, утраченную
им в условиях биг-бендового музицирования. <...> Спонтанность <...>