АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
© Зейфас Н. М., 2014
ОПИРАЯСЬ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ ЖАНРА. <...> К ПРОБЛЕМЕ АНАЛИЗА ОРАТОРИИ МЕНДЕЛЬСОНА «ПАВЕЛ»
Первая оратория Мендельсона открыла новую страницу в истории
жанра благодаря опоре на традиции Баха и Генделя, осмысленные в свете
эстетики немецкого романтизма. <...> Ключевые слова: Мендельсон, оратория, Бах, Гендель, апостол Павел
23 декабря 1834 года Мендельсон писал сестре Ребекке: «…Мне кажется, между реформой,
реформированием, революцией и т. п. существует
большая разница. <...> <…> Пойми: сам я, Боже
упаси, не отрицаю необходимости движения и реформ и надеюсь когда-нибудь тоже оказать реформаторское воздействие на музыку — ведь я музыкант, и этим всё сказано» [11, S. <...> Как известно, «реформаторское воздействие на музыку» Мендельсон действительно
оказал, причем в самых разных областях. <...> Без Мендельсона эстафетная палочка, переброшенная Гайдном от ораторий Генделя к началу XIX века, могла остаться неподхваченной. <...> При всем уважении к венскому классику, бурные
гении эпохи романтизма считали его просветительский пантеизм излишне патриархальным, а
его звукопись — «ребяческой», противной «высшему умонастроению» (слова Людвига Тика. <...> Пытаясь найти собственные пути, композиторы первой трети XIX столетия тяготели либо
к «слащаво-сентиментальной выразительности»,
которая «скорее выгоняла людей из храма, чем
побуждала их к сосредоточенности и благоговению», либо, напротив, к аскетическому, строго
традиционному письму [9, с. <...> В критический момент Мендельсон открыл
новую страницу в истории оратории, указав на
Генделя и Баха как «истинных правоверных героев нашего искусства» [9, с. <...> Обращение к исторической памяти жанра позволило романтической оратории не только
сохранить свою автономию в век безраздельного господства оперы, но и оказать существенное влияние на более удачливую младшую сестру — вплоть до слияния с нею в синтетическом
жанре <...>