АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
© Петри Э. К., 2014
ЗАМЕТКИ ОБ ОДНОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ НОТНОМ
АРХИВЕ 70–90-х ГОДОВ XX ВЕКА
На основе изучения нотных архивов горожан г. Арзамаса конца XIX в.
в статье рассматривается соотношение российских и иностранных пособий
по обучению игре на фортепиано. <...> Ключевые слова: нотные сборники, издательства, немецкие композиторы, консерватории, «Могучая кучка»
Русская музыкальная школа сформировалась в России относительно поздно. <...> Идеи «Могучей кучки» не сразу встретили поддержку в
обществе, а музыка Новой русской музыкальной
школы казалась непривычной, «неправильной». <...> XIX века консерваторий и других музыкальных учебных заведений
ещё более обострило проблему: профессионалы
и «любители» (такое обозначение композиторов
«Могучей кучки», конечно, возможно лишь по
формальному признаку — отсутствию консерваторского образования) долго ещё говорили на
разном языке. <...> Иностранный акцент в сочинениях «консерваторов» — так называли члены
«Могучей кучки» представителей академического направления — легко угадывался: немецкий. <...> Стасов называл «музыкальной
чумой», занесённой с Запада, и опасался, что оно
помешает развитию русской музыки. <...> С XVIII столетия, времени формирования в России светской музыкальной культуры, музыкальная педагогика находилась в руках немцев. <...> Множество приглашённых из Германии музыкантов
работало при дворе, в армии, в театрах — императорских и частных, капеллах богатых вельмож,
учебных заведениях. <...> Часть из них оставалась в
России навсегда, образуя настоящие музыкальные династии, назовём, например, семьи Альбрехтов (8 музыкантов!), Дробишей, Эйзерихов,
Веберов, Герке, Хоффманов, Лангеров. <...> В открытых в России в XIX веке консерваториях влияние немецкой музыкальной школы (особенно в начальный период работы) тоже
было сильным1. <...> Занятие музыкой в России XIX столетия,
вслед за Европой, стало считаться признаком хорошего тона и рассматриваться <...>