Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе 29 Ю.В. Ахметшина. <...> Развитие социальноличностной компетенции студентов экономического вуза 35 Научные сообщения Н.В. Клягин. <...> Воспитание культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи в условиях экспедиционной деятельности 53 Оbserver Г.В. <...> Организация антинаркотической профилактической работы в студенческой среде 59 Рецензируемое издание ВАК России в области психологии, педагогики и социологии СОДЕРЖАНИЕ Внимание: эксперимент! <...> Конструирование систем задач, обеспечивающих формирование исследовательских умений у студентов педвузов 71 Ю.В. Худошина. <...> Формирование технического мышления у будущих преподавателей профессионального обучения 73 Т.Б. Кропочева. <...> Модель формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете 90 В.В. Николина, С.П. Акутина. <...> И в инновационных высших учебных заведениях (если не во всех, то в большинстве) действительно сложились команды управленцев, освоивших метод проектов и сумевших в сжатые сроки трансформировать традиционную схему управления в принципиально новую, раскрепощающую инициативу, эффективную, динамичную, нацеленную на инновации, на достижение конкретного результата в сжатые сроки. <...> Н.Э. Бау мана; А.М. Кондаков, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, генеральный директор открытого акционерного общества издательства «Просвещение»; А.Б. Шолохов, кандидат исторических наук, доцент, главный редактор газеты «Вузов - ский вестник»; А.Ю. Юданов, доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации; М.С. Добрякова, кандидат социологических наук, директор по порталам Государственного университета-Высшей школы экономики; М.А. Пальцев, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии наук и Российской академии <...>
Высшее_образование_сегодня_№2_2009.pdf
ISSN 1726-667X
Higher Education Today
Реформы
Нововведения
Опыт
Рецензируемое издание ВАК в области
психологии, педагогики и социологии
образование
сегодня
Высшее
2009
Инновация
против
кризиса
2
2
Уточняя курс
68
Происхождение
ошибок 56
Во что играем?
49
Антропология,
или
Новое
о человеке
39
Стр.1
Ежемесячный журнал
образование
сегодня
Высшее
2009
2
Своими словами
Е.Н. Соболева: Россия может и должна
выйти из кризиса окрепшей и обновленной.
Особенно если в полной мере
использует инновационный потенциал
высшей школы 2
Мировые тенденции
Тома Грозж, Доминик Баркьези. Европейская
система перезачета и начисления
кредитов: альтернативный метод
подсчета баллов ЕСTS 6
Л.В. Журавлева. Преподаватель в ХХI веке
14
Менеджмент образования
Р.Р. Шакиров. Проблемы формирования
и развития управленческой культуры менеджеров
в сфере образования 16
С.В. Кирдянкина. Обновление механизмов
управления образовательным учреждением
в контексте компетентностного
подхода 19
Г.В. Тельнов. Методика анализа и рейтинговой
оценки учебной работы кафедр
и факультетов 22
Трибуна
А.Ф. Киселев. Когда надевают маски 25
Компетентность специалиста
В.А. Девисилов. Портфолио и метод
проектов как педагогическая технология
мотивации и личностно ориентированного
обучения в высшей школе
29
Ю.В. Ахметшина. Развитие социальноличностной
компетенции студентов экономического
вуза 35
Научные сообщения
Н.В. Клягин. Современная антропология
39
Круглый стол преподавателей
А.А. Мордасов, Н.А. Ягодинцева. Век
äåðæàâû, час «Äåðæàâû» 49
Культурное измерение
Л.Г. Сахарова. Воспитание культуры
межконфессиональных отношений у студенческой
молодежи в условиях экспедиционной
деятельности 53
Îbserver
Г.В. Новиков. Об ошибках в научных публикациях
56
Т.А. Ширванян. Организация антинаркотической
профилактической работы
в студенческой среде 59
Рецензируемое издание ВАК России
в области психологии, педагогики и
социологии
СОДЕРЖАНИЕ
Внимание: эксперимент!
И.Н. Павлов, О.А. Барабанова. Преподавание
лесохозяйственных и биологических
дисциплин с использованием
произведений великих художников 63
Психолого-педагогический форум
Участники форума 67
È.È. Áàæåíîâ, Ñ.Ã. Ìàêñèìîâ, Ë.È. Êðàåâà,
О.В. Уваровская, В.О. Светопольская.
Реализация модели непрерывного
педагогического образования в классическом
университете 69
М.С. Шишкина. Конструирование систем
задач, обеспечивающих формирование
исследовательских умений у студентов
педвузов 71
Ю.В. Худошина. Формирование технического
мышления у будущих преподавателей
профессионального обучения 73
Т.Б. Кропочева. Курс методики преподавания
естествознания в системе профессиональной
подготовки студентов
педвуза 76
С.Н. Деревцова. Интеграция как вектор
развития медицинского образования 80
В.Е. Фирстов. О преподавании математики
на гуманитарных направлениях и
специальностях вузов 82
В.В. Левченко. Интегрированный подход в
подготовке учителя иностранных языков 84
Н.Э. Тимченко. Духовно-нравственное
становление личности будущего учителя
в контексте наследия отечественных
философов и педагогов 87
С.Ю. Темина. Идентификация педагогических
проблем и способы их разрешения
начинающими педагогами 88
М.И. Алдошина. Модель формирования
этноэстетической культуры будущих преподавателей
в университете 90
В.В. Николина, С.П. Акутина. Профессионально-ценностное
обучение будущего
педагога к взаимодействию семьи и школы
в формировании духовно-нравственных
ценностей старшеклассников 94
События
Присуждены премии в области образования
5
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл
13
Госдума приняла закон о федеральных
университетах в третьем чтении 52
Совещание ректоров вузов 68
С ¹ 1 «Высшего образования сегодня» за 2009 год открыта подписка на электронную версию журнала.
Условия подписки смотрите http://www.logosbook/ru/elpodpiska/htm
©Издательская группа «Ëîãîñ», 2009. Индекс 80790 в каталоге агентства «Ðîñïå÷àòü».
Редакционный совет
журнала «Высшее
образование сегодня»
В.М. Филиппов, Российский
университет дружбы народов,
председатель Редакционного
совета
Г.А. Балыхин, Государственная
Дума Федерального Собрания
Российской Федерации
В.А. Болотов, Российская
академия образования
Г.А. Бордовский, Российский
государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена
Í.È.
Булаев, Федеральное
агентство по образованию
В.И. Видяпин, Российская
экономическая академия
им. Г.В. Плеханова
А.И. Владимиров, Российский
государственный университет
нефти и газа им. И.М. Губкина
В.М. Демин, Союз директоров
средних специальных
учебных заведений России
В.И. Звонников, Государственный
университет управления
À.Ô.
Киселев, Издательство
«Дрофа»
А.В. Кортунов, Фонд «Новая
Евразия»
Н.П. Макаркин, Мордовский
государственный университет
Г.И. Меркулова, Профсоюз
работников народного образования
и науки
Н.Д. Никандров, Российская
академия образования
Н.Н. Пахомов, Издательская
группа «Логос», заместитель
председателя Редакционного
совета
Ян Садлак, Европейский
центр по высшему образованию
ЮНЕСКО
В.А. Садовничий, Московский
государственный университет
им. М.В. Ломоносова
Е.Н. Соболева, Национальный
фонд подготовки кадров
Г.Ф. Шафранов-Куцев,
Тюменский государственный
университет
В.Е. Шудегов, Государственная
Дума Федерального Собрания
Российской Федерации
Стр.2
СВОИМИ СЛОВАМИ
– Елена Николаевна, вы в курсе
рамках
му,
что
всех деталей, успехов и неувязок в
работе высших учебных заведений
в
нацпроекта. е мнение у
ваше
з
тые инновационными вузами?
Понятно
л
ь
т
а
т
ы
телей журнала особый интерес. Как
вы оцениваете р
вызывает , достигну
у
поэто
чита
-
-
-
Е.Н. Соболева:
Россия может и должна выйти
из кризиса окрепшей
и обновленной. Особенно если
в полной мере использует
инновационный потенциал
высшей школы
В ноябре–декабре 2008 года в самых
разных аудиториях – от коллегии
Минобрнауки России до ученых
советов высших учебных заведений
– обсуждались ход и результаты
осуществления Национального проекта
«Образование». Несмотря на атмосферу
надвигающегося глобального
финансового кризиса, преобладали
мажорные оценки.
Национальный фонд подготовки кадров
как оператор Национального проекта
«Образование» в течение трех лет
помогал вузам в реализации их инновационных
образовательных про -
грамм и осуществлял постоянный мониторинг
их работы. Исполнительный
директор НФПК, профессор Е.Н. Соболева
рассказала нашему корреспонденту,
как с этих позиций видится работа
инновационных вузов.
национального проекта «Образование»
и предусмотрело в бюджете на
2009 год выделение необходимых
средств, в том числе на осуществление
мероприятий нацпроекта в высшей
школе.
Что это означает?
Это означает, что нацпроект вошел
– Вы знаете, что Правительство
России приняло решение о дальнейшей
реализации Приоритетного
2
в обойму антикризисных мер. Вот в
чем, пожалуй, и состоит самая высокая
оценка достигнутого.
Что еще я могу добавить к этому?
Прежде всего то, что наша система
высшего образования до нацпроекта
пребывала в одном состоянии, когда
значительная часть – нет, большинство
профессоров, преподавателей и
научных сотрудников, правду говоря,
жили и работали в той гнетущей
атмосфере, которая сложилась еще в
период «шоковой терапии». А теперь
самочувствие коллективов вузов, по
Стр.3