Персональный образовательный результат и образовательный
продукт ученика. <...> 73
Научные открытия А.С. Макаренко в области теории воспитания. <...> Определения образования,
обучения и воспитания в контексте теории воспитания А.С. Макаренко. <...> «Îá îáðàçîâàíèè
â Ðîñèéñêîé Ôåäåðàöèè»
79
Сетевой анализ — проработанный инструмент и методология для
исследований в образовании. <...> Модель реализации индивидуальных учебных планов учащихся сельских
школ. <...> Организация внеурочной деятельности на основе актуальных
потребностей. <...> 213
Открытая информационная среда и интеграция медиаобразования
в систему работы педагога. <...> «Параллельная школа» и аудиовизуальное
творчество детей.
Óâàæàåìûå êîëëåãè!
Âàø ïðîôåññèîíàëüíûé îïûò, âàøè ïðàêòèêà è ðàçðàáîòêè çàñëóæèâàþò øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ? Íî, êàê âñåãäà, íå õâàòàåò âðåìåíè, ÷òîáû ïðèâåñòè ýòî â òèðàæèðóåìûé
âèä? Òîãäà âîñïîëüçóéòåñü óñëóãàìè íàøèõ ýêñïåðòîâ, ðåäàêòîðîâ è êîíñóëüòàíòîâ.
×òî ìû îðãàíèçóåì? óìååì? äåëàåì? <...> ,
старший научный сотрудник лаборатории образовательного
права Московского государственного педагогического
университета, почётный работник образования
Российской Федерации, кандидат педагогических наук
 ïîñëååå âðåÿ è¸ò àêòèâîå çàêîîòâîð÷åñòâî â ñôåðå îáðàçîâàèÿ, åñîòðÿ
à òî, ÷òî ñîâñå åàâî (â ñåòÿáðå 2013 ãîà) âñòóïèë â ñèëó îâûé îòðàñëåâîé
çàêî «Îá îáðàçîâàèè â Ðîññèéñêîé Ôååðàöèè». Êàê ïðåïîëàãàëè ðàçðàáîò÷èêè,
î ñîæåò îòðåãóëèðîâàòü âñå ïîëîæåèÿ â îáðàçîâàòåëüîé ñôåðå, î ñåãîÿ
â îâûé çàêî âåñåû èçååèÿ 12 çàêîîàòåëüûõ àêòîâ, è ðàáîòà ïî åãî
ñîâåðøåñòâîâàèþ ïðîîëæàåòñÿ.
законодательные акты Российской Федерации изменения государственная
аккредитация стандарты правовая культура руководителя <...> Изменения, внесённые в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направлены прежде всего на снятие всевозможных
ограничений по обеспечению <...>
Народное_образование_№3_2015.pdf
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1446)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Нина Целищева (редактор),
Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод)
Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник),
Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Ирина Маслова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narobraz.ru
роое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹3’2015
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Е.А. Ямбург
Живая история
9
Расширение пространства внутренней свободы растущего человека.
Светское образование на основе человеческих ценностей. Религиозность
мнимая и подлинная. Тотальная историческая безграмотность молодых
людей. Воспитательные потенциалы учебных дисциплин.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Н.М. Ладнушкина
Новое в законодательстве
об образовании
Руководителю школы
это надо знать
В.И. Загвязинский
Нет ничего более практичного,
чем методология
М.М. Поташник,
М.В. Левит
Преодолеть порог
(или порок?) восприятия
А.В. Хуторской
Доктрина образования человека
в Российской Федерации
Проект
17
Изменения, внесённые в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации».
22
Подготовка кадров в период трансформации российского образования.
Методология и стратегические ориентиры для инновационного
обновления образования. Разработка стратегии и программы воспитания
в России.
28
Дефекты ФГОС. «Стандарт» в традиционном толковании и новом
толковании ФГОС. Управленческие средства устранения дефектов
и достижения результатов ФГОС.
35
Потребность в концептуальной основе решения проблем в отечественном
об-разовании. Принцип человекосообразности образования. Основные
группы заказчиков образования. Комплексный образовательный
стандарт. Персональный образовательный результат и образовательный
продукт ученика. Примерная структура и содержание Доктрины.
2
Народное образование 3’2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Н.А. Голиков
Отношение к детям-инвалидам:
реалии и перспективы
А.А. Фролов
Макаренковедение:
эрудиция и «уважение
к реальным явлениям»
47
Инвалидность — социально-маркирующая категория. Обучение детей
с особыми образовательными потребностями в массовой школе.
Социальная защита.
55
Специфика педагогики А.С. Макаренко. Взаимосвязь педагогического
содержания и способов его существования. Перспективные линии
и параллельное действие. Социальное значение педагогики А.С. Макаренко.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
XIII Международный конкурс
èì. À. Ñ. Макаренко
Макаренковские чтения-2015
С.Ю. Агитова
Защита прав реб¸нка
на добровольный,
безопасный труд
И.З. Гликман
Категории педагогики в свете
макаренковских идей
67
Правовые аспекты трудоустройства подростков. Первый доход
и способы его получения правовым путём. Трудовые коллизии
и защита прав детей.
73
Научные открытия А.С. Макаренко в области теории воспитания.
Обоснование представлений о сущности основных педагогических
наук — педагогики, дидактики, воспитатики. Определения образования,
обучения и воспитания в контексте теории воспитания А.С. Макаренко.
63
Итоги конкурса, имена победителей.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
К.М. Ушаков,
Е.Н. Куксо
Возможности сетевого
анализа для исследований
в образовании
Т.О.Шумилина
Управление образовательной
организацией в условиях
реализации нового
Закона «Об образовании
в Росийской Федерации»
3
79
Сетевой анализ — проработанный инструмент и методология для
исследований в образовании. Различия сетевого и статистического анализа,
основные термины сетевого метода. Обзор существующих исследований
в образовании с использованием сетевого подхода. Список программных
продуктов для сетевого анализа и возможные сферы применения подхода.
89
Управление образовательной организацией требует от руководителя,
административной команды и трудового коллектива знания принципов
педагогического менеджмента и нормативно-правовых документов
в сфере их компетенций, прав, обязанностей и ответственности.
Народное образование 3’2015
Стр.3