Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 535761)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Философия информации (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколов А. В.
АвторыА. В. Соколов, Челяб. гос. акад. культуры и искусств, НОЦ «Информационное общество»
ИздательствоЧелябинск
Страниц456
ID199897
АннотацияЦель настоящего учебного пособия заключается в том, чтобы на основе анализа реальной социально-информационной практики и сопоставления проблематики различных информационных концепций определить подлинную, а не мифологическую природу и сущность информации.
Кому рекомендованоПособие адресовано преподавателям и студентам, изучающим курсы «Информатика», «Информационные системы», «Социальные коммуникации», а также разработчикам и пользователям информационных систем, ученым-информатикам и научным работникам всех других специальностей.
ISBN978-5-94839-361-2
УДК2
ББК73
Соколов, А. В. Философия информации [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Соколов, Челяб. гос. акад. культуры и искусств, НОЦ «Информационное общество», А. В. Соколов .— : Челябинск, 2011 .— 456 с. — ISBN 978-5-94839-361-2 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/199897

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. В. Соколов ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям: 031600 Реклама и связи с общественностью, 033000 Культурология, 034700 Документоведение и архивоведение, 040100 Социология, 071900 Библиотечно-информационная деятельность, 072300 Музеология и охрана объектов культурного наследия, 230700 Прикладная информатика; аспирантов, обучающихся по научным специальностям: 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, 09.00.13 Философская антропология, философия культуры, 24.00.01 Теория и история культуры Челябинск 2011 УДК 002 ББК 73 С59 Соколов, А. В. Философия информации: учеб. пособие / А. В. Соколов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, НОЦ «Информационное общество». <...> Информации посвящаются декларации международных саммитов, свободный доступ к информации — одно из прав человека, защитой информации озабочены политики и юристы; день делового человека начинается с телеинформации, а мудрого академика — с реферативного журнала ВИНИТИ; школьники приобщаются к информационной культуре, и почти не осталось научных дисциплин, не использующих в том или ином значении понятие информации. <...> Цель настоящего учебного пособия заключается в том, чтобы на основе анализа реальной социально-информационной практики и сопоставления проблематики различных информационных концепций определить подлинную, а не мифологическую природу и сущность информации. <...> С этой целью информация осмысливается как одна из философских категорий и анализируется информационный подход к познанию реалий различного типа. <...> Философия информации Информация многолика, поэтому объяснимо, хотя и не всегда оправдано, многообразие трактовок информации, бытующих в научной, справочной и учебной литературе. <...> То ли информация материальна (атрибут материи), то ли идеальна (сведения, знания), то ли она объективна, то ли субъективна, то ли в живой природе она существует, то ли во всей Вселенной? <...> К тому же, сущность информации маскирует <...>
Философия_информации.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Философия_информации.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВ» Научно-образовательный центр «Информационное общество» А. В. Соколов ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям: 031600 Реклама и связи с общественностью, 033000 Культурология, 034700 Документоведение и архивоведение, 040100 Социология 071900 Библиотечно-информационная деятельность, , 072300 Музеология и охрана объектов культурного наследия, 230700 Прикладная информатика; аспирантов, обучающихся по научным специальностям: 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, 09.00.13 Философская антропология, философия культуры, 24.00.01 Теория и история культуры Челябинск 2011
Стр.1
УДК ББК С 59 002 73 Соколов, А. В. Философия информации: учеб. пособие / А. В. Соколов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, НОЦ «Информационное общество». – Челябинск, 2011. – 454 с. ISBN 978-5-94839-361-2 Печатается по решению редакционно-издательского совета Челябинской государственной академии культуры и искусств ISBN 978-5-94839-361-2 © Соколов А. В., 2011 © Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2011
Стр.2
Классику научной информатики, дорогому другу и наставнику Руджеро Гиляревскому сей труд смиренно посвящаю. А. Соколов Информация — один из самых распространенных и самых многозначных терминов современного русского языка. В каких только контекстах он не встречается! Информации посвящаются декларации международных саммитов, свободный доступ к информации — одно из прав человека, защитой информации озабочены политики и юристы; день делового человека начинается с телеинформации, а мудрого академика — с реферативного журнала ВИНИТИ; школьники приобщаются к информационной культуре, и почти не осталось научных дисциплин, не использующих в том или ином значении понятие информации. Сложилась система информационно-коммуникационных наук, в составе которой, наряду с классическими естественными и социально-гуманитарными отраслями знания, представлены многочисленные теории и метатеории, изучающие различные грани, типы, разновидности информационных процессов и информационных систем. Информационные коммуникации давно уже стали привычной социальной структурой, информационные технологии — обыденным инструментом, а грядущее наступление информационного общества воспринимается как тривиальная истина. Мы живем в мире информации, но мы плохо знаем его достопримечательности, и даже субстанция этого мира — информация остается загадочным феноменом. Цель настоящего учебного пособия заключается в том, чтобы на основе анализа реальной социально-информационной практики и сопоставления проблематики различных информационных концепций определить подлинную, а не мифологическую природу и сущность информации. С этой целью информация осмысливается как одна из философских категорий и анализируется информационный подход к познанию реалий различного типа. Пособие адресовано преподавателям и студентам, изучающим курсы «Информатика», «Информационные системы», «Социальные коммуникации», а также разработчикам и пользователям информационных систем, ученым-информатикам и научным работникам всех других специальностей. Оно будет интересно читателям книг и завсегдатаям Интернета, короче говоря, всем, кто вознамерился стать обитателем информационного общества (общества знаний). 3
Стр.3
От редакции Уважаемый читатель! Ранее пособие А. В. Соколова было выпущено Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств (2010), но мизерным тиражом. В настоящем издании текст А. В. Соколова дополнен разделом «Отклики и рецензии», куда включены статьи, опубликованные в ведущих научных журналах: О. П. Солдаткиной (зав. сектором редакционно-издательского отдела периодических изданий Российской государственной библиотеки), Т. Ф. Берестовой (доктор педагогических наук, профессор, поректор по научно-исследовательской и инновационной работе Челябинской государственной академии культуры и искусств) и И. Д. Тузовского (кандидат культурологии, старший преподаватель, специалист по инновациям НОЦ «Информационное общество» Челябинской государственной академии культуры и искусств). Представленные материалы позволят диалектически взглянуть на поставленные автором вопросы. Вашему вниманию мы представляем необыкновенное издание, в центре которого произведение А. В. Соколова с авторским определением жанра – «профессиональномировоззренческое пособие». Наверное, нас, как издателей, можно обвинить в лукавстве и искажении оригинального замысла, поскольку, ориентируясь на закрепленные термины и понятия, преследуя в какой-то степени и книгораспространительские интересы, мы указываем на титуле лишь учебное пособие (безусловно, это сделано с позволения самого автора). Подобный ход позволит привлечь в ряды читателей работ доктора педагогических наук, профессора Аркадия Васильевича Соколова студентов и аспирантов, которые, по понятным соображениям, ориентируются на адресность издания. В свою очередь уже сложившиеся ученые и специалисты не пройдут мимо нового труда заслуженного деятеля науки РФ. 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой Информация сделалась могущественной духовной силой в современной культуре и стала центральной категорией в системе науки и образования. Бурный процесс информатизации происходит во всех российских вузах культуры и искусств. В последние десятилетия информация вышла за пределы отдельного вузовского курса и присутствует не только в профильных курсах информатики, информационных технологий, информационных систем и т. п., но и в курсах рекламы, связей с общественностью, экскурсиоведения и т. д. Перечень информационных специальностей и специализаций насчитывает добрый десяток наименований, в том числе: прикладная информатика в различных сферах экономики и культуры, технолог информационных ресурсов, менеджер информационных ресурсов, информатик-аналитик, педагогика социально-культурной сферы и др. Аналогичный «культ информации» обнаруживается во всех гуманитарных и технических университетах, академиях, институтах России. Надо думать, что питомцы информационных факультетов, получающие дипломы специалистов в области информации, должны обладать профессиональным информационным мировоззрением. Но этого не происходит и не может произойти, потому что каждый вузовский предмет и каждый учебник предлагает собственный ответ на вопрос, что такое информация. Кроме того, в школе да и в вузе главное внимание уделяется технологическим умениям и навыкам, включая системы счисления и кодирования информации, основы алгоритмизации и программирования, компьютерное моделирование, компьютерную обработку информации, а о философских дискуссиях о природе и сущности информации, негэнтропии и социальной информатике даже не упоминается. В итоге дезориентированный студент приходит к заключению, что можно быть хорошим специалистом, не зная, что такое информация. Действительно, ведь мы не знаем, что такое гравитация, но успешно запускаем космические корабли. Правда, не все мыслят столь прагматично. 5
Стр.5
А. В. Соколов. Философия информации Информация многолика, поэтому объяснимо, хотя и не всегда оправдано, многообразие трактовок информации, бытующих в научной, справочной и учебной литературе. Отдельные трактовки могут быть полезны и эффективны в некоторых областях науки, образования и информационной практики, но суммированные вместе они порождают недоумение и печаль. То ли информация материальна (атрибут материи), то ли идеальна (сведения, знания), то ли она объективна, то ли субъективна, то ли в живой природе она существует, то ли во всей Вселенной? Вещью, свойством или отношением является информация? Как и всякая жизненно важная ценность, информация мистифицирована и мифологизирована, и не лишено оснований подозрение, что «информационное общество» — это миф, распространяемый корыстными корпорациями. К тому же, сущность информации маскирует явление метонимии, когда «информацией» именуются предметы, чем-то напоминающие обыденную информацию. Например, информацией называются «содержание взаимодействия двух тел», генетический код, данные, выставленные в Интернете1. Чтобы разобраться в сути дела, нужно подняться на уровень философских обобщений, т. е. на профессионально-мировоззренческий уровень, и именно такая задача поставлена в настоящем пособии, которое не случайно названо «Философия информации». Читательский адрес пособия неоднозначен. Вообще говоря, различаются несколько психологических типов современных профессионалов и соответственно студентов2, которые образуют две группы в зависимости от их познавательной установки. А. Активные, стремящиеся познать феномен информации по существу, в том числе: исследовательский (интеллектный) тип, обладающий нестандартным мышлением и творческим подходом к делу; коммуникабельный тип — общительный, контактный, хорошо взаимодействующий с различными аудиториями; предпринимательский тип — энергичный, инициативный, решительный, склонный управлять людьми. Настоящее профессионально-мировоззренческое учебное пособие в целом адресовано интеллигентам и интеллектуалам, активно взаимодействующим с миром инфор1 Черный А. И., Гиляревский Р. С. О сущности информации // Научно-техническая информация (далее НТИ). Сер. 1. 2002. № 8. С. 36. 2 Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2008. С. 14–15. 6
Стр.6
Предисловие мации, тем, кто, по словам Льва Толстого, приобретает знания «усилиями своей мысли, а не памятью». Б. Пассивные, воспринимающие феномен информации как средство практической деятельности, а не предмет познания: бюрократический тип — усидчивый и аккуратный делопроизводитель; практический тип, использующий информацию как руководство к действию; артистический тип — одаренный творческим воображением новатор, пренебрегающий информацией, поскольку доверяет лишь собственной интуиции и своей богатой фантазии. Познавательная деятельность специалистов группы Б репродуктивна, а не продуктивна; они привычно оперируют сообщениями, документами, текстами как орудиями труда, подобными телефону или электронной почте. Этим работникам достаточно первых двух глав пособия, чтобы получить ориентацию в мире информации. Мировоззрение, как известно, нельзя выучить по учебникам. Оно формируется в процессе социализации и профессионализации личности в результате общения с другими людьми и личных умственных усилий. Профессиональное мировоззрение — личное достояние специалиста, которое нужно выработать самому, самостоятельно и инициативно. Чтобы стимулировать эту творческую деятельность, каждый раздел нашего учебного пособия начинается эпиграфом, а завершается профессиональномировоззренческими упражнениями. Учащимся предлагаются вопросы, рассчитанные не на воспроизведение опубликованного учебного материала, а на свободные раздумья, критическую оценку цитированных суждений, поиск нестандартных решений, интенсивную работу мысли и воображения. Итак, перед вами учебное пособие по профессиональномировоззренческому курсу «Философия информации», адресованное тем, кто предпочитает упрямо докапываться до сути, а не прозябать в обманчивом уюте мифов и стереотипов. Именно таких людей имел в виду Данте Алигьери (1265–1321), когда писал: Здесь нужно, чтоб душа была тверда; Здесь страх не должен подавать совета. 7
Стр.7
ВСТУПЛЕНИЕ Мы не умеем определить, что есть «информация». Всякая попытка определения приписывает этому слову какие-то совершенно новые черты, отнюдь не раскрывающие, а суживающие и тем самым затемняющие его смысл и уже безусловно увеличивающие полиморфизм этого слова. В. В. Налимов Александр Николаевич Яковлев (1923–2005), один из прорабов всесоюзной демократической перестройки 1980-х г., был не только незадачливым мечтателем, но и широко образованным эрудитом. Кроме того, он был отважным мыслителем, позволявшим себе в принципиальных мировоззренческих вопросах не соглашаться с Карлом Марксом. Поэтому я с интересом читаю, а иногда и перечитываю его поучительные размышления, написанные на склоне лет1. Невольно привлек мое внимание тезис: «В основе всего информация. Материя как застывшая энергия есть, так сказать, ресурсное энергетическое обеспечение информации, а дух суть информация, которую получает, адаптирует, систематизирует и производит человеческий мозг. Элементарная частица, атом, молекула, нация, общество, человек, страна, мир, Вселенная — это прежде всего информационные системы. Информационная система включает в себя и весь дух, и всю материю, известные человеку на сегодняшний день. И все это называется природой и обществом, то есть бесконечно развивающейся, совершенствующейся или деградирующей информационной системой». Далее выясняется, что «высшая форма информации — совесть в качестве мерила нравственности и оправдания самого существования человека»2. 1 Яковлев А. Н. Предисловие. Обвал. Послесловие. М., 1992; Его же. Горькая чаша. Большевизм и реформация в России. Ярославль, 1994; Его же. Омут памяти. М., 2000; Его же. Сумерки. М., 2003. 2 Яковлев А. Н. Горькая чаша. Большевизм и реформация в России. Ярославль, 1994. С. 91, 92. 8
Стр.8
Прочитав эти слова, я понял, насколько поверхностно наше обыденное понимание феномена информации как сведений, сообщений, новостей, которыми обмениваются люди в процессе коммуникации. Безнадежно устарело бытовавшее в XIX в. толкование информации как «учения, наставления», а информатора как «домашнего учителя»1. Как удостовериться в том, что же реально представляют собой информационные феномены? Ясно, что в толковых словарях русского языка ответ на этот вопрос отсутствует. Обратимся к философским лексиконам. Откроем Философский энциклопедический словарь (М.: Совет. энцикл., 1983) и увидим: «Информация (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение, представление, понятие) — 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)»2. Эти формулировки плохо совместимы друг с другом, но все они согласуются с принципом материалистического монизма (материалистического единства мира) и представляют информацию как материальное, воспринимаемое органами чувств и измеряемое явление. Однако в научной среде бытует еще одно, пятое по счету, определение информации, принадлежащее «отцу кибернетики» Норберту Винеру (1894–1964), который бросил в 1948 г. многозначительную фразу: «Информация есть информация, а не материя и не энергия. Тот материализм, который не признает этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время»3. С позиции формальной логики высказывание Н. Винера есть отрицательное определение, которое не считается правильным, потому что называет признаки, не принадлежащие данному понятию, и не указывает принадлежащие ему признаки4. 1 Кремянский В. И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М., 1977. С. 144. 2 Урсул А. Д. Информация // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 217. 3 Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1968. С. 201. 4 Асмус В. Ф. Логика: учеб. Изд. 2-е стер. М., 2001. С. 55. 9
Стр.9
А. В. Соколов. Философия информации На самом деле, отрицая материальность информации, определение Винера утверждает ее идеальность, ибо третьего не дано1. С философской точки зрения предложенное Винером понимание информации означает отрицание принципа материалистического монизма, принятого в марксистской философии. Ведь в материально едином мире, помимо движущейся материи, обнаруживается феномен информации, который нематериален, т. е. идеален. «Отец кибернетики», видимо, склонялся к идеализму, а А. Н. Яковлев, судя по цитате, и дух, и материю объединяет в информации. Советская интеллигенция предпочитала отождествлять информацию со сведениями или с сигналами, которые конкретны и доходчивы. И до сих пор инженеры-радиотехники, телемеханики или электронщики относятся к информации как стихийные материалисты. Для них информация — это рабочее тело, которое можно передавать, транспортировать, хранить, преобразовывать, подобно жидкости в гидравлике, пару в теплотехнике, электричеству в электротехнике. Информация в глазах инженера вполне наблюдаема (на экране осциллографа или монитора) и измеряема; информационные процессы для него — это физика, а не метафизика. Запоминающее устройство ЭВМ определяется как «устройство, с помощью которого информация передается от одного момента к другому, его можно считать каналом, который позволяет передать в будущее информацию, сгенерированную в настоящем»2. Простодушные гуманитарии также овеществляли информацию, например: «Документ — материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для представления во времени и пространстве»3. Получается, что информация — это вещь, которую каким-то способом можно приладить к другой вещи. Философствующие биологи сообщали: «информация — 1 Н. Винеру принадлежит еще одно определение информации, данное в более поздней книге, переведенной на русский язык в 1958 г. под названием «Кибернетика и общество» (авторское заглавие “Human use of human beings”): «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» (Винер Н. Кибернетика и общество // Винер Н. Творец и Будущее. М., 2003. С. 19). В этом определении явно констатируется идеальная природа информации, ибо «содержание» внешних воздействий идеально, а «обозначение содержания» идеально вдвойне. 2 Гивоне Д., Россер Р. Микропроцессоры и микрокомпьютеры. Вводный курс. М., 1983. С. 211. 3 ГОСТ 16487-83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. 10
Стр.10