Л33 Онлайновые фокус-группы: Возможности ограничения и особенности процедуры : монография. <...> ISBN 978-5-392-19323-3 Книга представляет собой переработанную диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук, защищенную в Институте социологии РАН в феврале 2011 г. Эмпирическую базу исследования составляет проект ФОМ «Поколение ХХI: структура и “среды” достижительных стратегий». <...> 5 Глава 1 Интернет как среда применения социологического метода 1.1. <...> Метод фокус-группы и его положение в социологическом дискурсе 30 2.2. <...> Групповая динамика как методологическая основа фокус-группы . <...> Метод классической фокус-группы в ряду других групповых методов . <...> 42 Глава 3 Метод онлайновой фокус-группы как модификация классического подхода 3.1. <...> 59 Глава 4 Организация пространства онлайновой фокус-группы и подбор участников 4.1. <...> 77 Глава 5 Проведение онлайновой фокус-группы: процессуальный и содержательный аспекты 5.1. <...> Проведение ОФГ: роль модератора и групповая динамика . <...> Процессуальный аспект асинхронной ОФГ – временные характеристики . <...> Процессуальный аспект асинхронной ОФГ – различные типы взаимодействий . <...> Процедурная строгость как базис качества исследования . <...> В зарубежной практике онлайн-исследования (исследования в Интернете с помощью различного программного обеспечения) используются уже довольно давно3 . <...> Согласно исследованию GreenBook, традиционные личные фокус-группы и углубленные интервью остаются лидерами в качественных методах (70% и 53% исследовательских компаний используют эти подходы). <...> Эмпирическую базу исследования составляет проект ФОМ «Поколение ХХI: структура и “среды” достижительных стратегий»6 . <...> С содержательными результатами этого проекта ФОМ можно ознакомиться, обратившись к [53; 54; 55; 56]. <...> С одной стороны, аналогичный исследовательский метод в «офлайновом» варианте – классический метод фокус-групп (иногда для краткости КФГ). <...> Вторая гла5 Под асинхронной ОФГ понимается такая фокус-группа в Интернете <...>
Онлайновые_фокус-группы._Возможности_ограничения_и_особенности_процедуры._Монография.pdf
ББКУДК 303.022
Автор:
60.506я73
Л33
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Лебедев П. А. — кандидат социологических наук, эксперт в области маркетинговых
в и социологических исследований. Развивал направление исследований Интернета
Фонде «Общественное мнение» (2009—2011). В 2012 г. отвечал за проведение маркетинговых
исследований в блоке СНГ ОАО «Вымпелком». С января 2013 г. по август
2014 г. – директор по исследованиям в компании Wobot, специализирующейся
на мониторинге и аналитике социальных медиа. С сентября 2014 г. – руководитель
направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru. Докладчик на множестве
профессиональных и отраслевых конференций (РИФ, RIW, ESOMAR, SMConf,
iComference, бизнес-конференции РБК, «Грушинские конференции»).
Лебедев П. А.
Л33
Онлайновые фокус-группы: Возможности ограничения и особенности
процедуры : монография. – Москва : Проспект, 2016. – 144 с.
ISBN 978-5-392-19323-3
Книга представляет собой переработанную диссертацию на соискание ученой степени
кандидата социологических наук, защищенную в Институте социологии РАН
в феврале 2011 г. Эмпирическую базу исследования составляет проект ФОМ «Поколение
ХХI: структура и “среды” достижительных стратегий».
Данная работа обращена к широкому кругу читателей, интересующихся Интернетом
и новыми онлайновыми методами социологических исследований. Результаты и
выводы работы будут полезны для социологов, работающих в сфере качественных и
интернет-исследований, и могут быть рассмотрены как методические рекомендации и
практические руководства.
ББКУДК 303.022
Научное издание
Лебедев ПавеЛ андреевич
ОНЛАЙНОВЫЕ ФОКУС-ГРУППЫ
ВОЗМОЖНОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ
Монография
Печать цифровая. Печ. л. 9,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 10.06.2015 г.
Подписано в печать 20.07.2015. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
60.506я73
ISBN 978-5-392-19323-3
© Лебедев П. А., 2015
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ......................................................................................................... 5
Глава 1
Интернет как среда применения социологического метода
1.1. Социология Интернета, виртуальной реальности – к определению
тематической рамки ............................................................................................ 9
1.2. Особенности опосредованной коммуникации в Интернете ................. 11
1.3. Гипертекст, новые типы нарратива и взаимодействия ........................18
1.4. Анонимность и конструирование идентичности .................................22
1.5. Интернет-пользователи как генеральная совокупность .....................26
1.6. Итоги первой главы ...............................................................................27
Глава 2
Метод фокусированных групповых интервью
2.1. Метод фокус-группы и его положение в социологическом дискурсе 30
2.2. Групповая динамика как методологическая основа
фокус-группы .....................................................................................................34
2.3. Метод классической фокус-группы в ряду других групповых методов .
39
2.4. Итоги второй главы ...............................................................................42
Глава 3
аппарата ..............................................................................................................44
3.2. Вопрос о типологии онлайновых дискуссий........................................47
3.3. Синхронная и асинхронная ОФГ .........................................................50
3.4. Блог как площадка для проведения ОФГ .............................................53
3.5. Сравнительные исследования различных типов ФГ ...........................56
3.6. Итоги третьей главы ..............................................................................59
Метод онлайновой фокус-группы как модификация классического подхода
3.1. Онлайновые фокус-группы: к определению концептуального
Глава 4
Организация пространства онлайновой фокус-группы и подбор участников
4.1. Общие требования к площадке для проведения ОФГ .........................62
4.2. Основные принципы формирования группы ......................................64
4.3. Набор участников на онлайновую
фокус-группу ......................................................................................................66
Стр.3
4
Содержание
4.4. Набор активистов молодежных движений ...........................................69
4.5. Итоги четвертой главы ..........................................................................77
Глава 5
Проведение онлайновой фокус-группы: процессуальный
и содержательный аспекты
5.1. Основные принципы проведения
фокус-группы .....................................................................................................80
5.2. Проведение ОФГ: роль модератора и групповая динамика ................83
5.3. Процессуальный аспект асинхронной ОФГ –
временные характеристики ..............................................................................89
5.4. Процессуальный аспект асинхронной ОФГ –
различные типы взаимодействий .....................................................................93
5.5. Содержательный аспект асинхронной ОФГ ........................................96
5.6. Рефлексия участников ОФГ над особенностями ее проведения ........99
5.7. Итоги пятой главы ...............................................................................101
Глава 6
Критерии качества онлайновой фокус-группы
6.1. Определения параметров качества качественных методов ...............106
6.2. Процедурная строгость как базис качества исследования ................112
6.3. Внешняя валидность результатов исследования ................................116
6.4. Исследовательская этика на ОФГ.......................................................121
6.5. Итоги шестой главы ............................................................................122
Заключение ..................................................................................................124
Литература ..................................................................................................131
Стр.4