. 41 ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Эстетические идеи Юрия Крижанича. <...> 139 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВИКТОР БЫЧКОВ. <...> Вечные образы в драматургии русского зарубежья . <...> 214 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ЛЕВ БЕРДНИКОВ. <...> Информационный фактор в современном массовом сознании: Культурологический подход . <...> Одежда и время: Мотив ветхой одежды как палимпсест . <...> И.Л. Галинская 8 Виктор Бычков КОНЦЕПТУАЛИЗМ* Один из основателей концептуализма (англ. – Сопсерt Аrt) американец Джозеф Кошут в своей программной статье «Искусство после философии» (1969) назвал его «постфилософской деятельностью», выражая тем самым суть концептуализма как некоего культурного феномена, пришедшего на смену традиционному искусству и философии, «смерть» которых западная наука констатировала именно в 1960-е годы. <...> В их понимании концептуализм претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки – эстетику, искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт). <...> 9 Виктор Бычков ных искусствах), а в самой «идее», в ее конкретной презентации, прежде всего в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фонозаписей. <...> Г. 13 Р.М. Перельштейн КОНФЛИКТ «ВНУТРЕННЕГО» И «ВНЕШНЕГО» ЧЕЛОВЕКА В КИНОИСКУССТВЕ∗ Монография посвящена одной из архетипических тем киноискусства – проблеме конфликта «внутреннего» и «внешнего» человека. <...> К числу подобных антиномий принадлежит оппозиция между реальностью и игрой как типами бытия. <...> Методологическую основу исследования с позиций теории кинодраматургии 15 Р.М. Перельштейн составляют работы отечественных теоретиков драматургии фильма: В. <...> Противоречие между реальностью и игрой имеет, по словам автора, отношение не только к конфликту внутреннего и внешнего человека, но и к оппозиции «вещей <...>
Культурология_№4_2012.pdf
УДК 008
ББК 71.0
К 90
ИНИОН РАН
Центр гуманитарных научно-информационных
исследований
Серия «Теория и история культуры»
Отдел культурологии
Редакционный совет серии:
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
И.Л. Галинская – доктор филологических наук,
зам. председателя, Г.В. Хлебников – кандидат философских
наук, С.Я. Левит – кандидат философских наук,
Ю.Ю. Чёрный – кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
И.Л. Галинская – доктор филологических наук,
главный редактор,
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат
философских наук, Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова
Редактор-составитель выпуска –
доктор филологических наук И.Л. Галинская
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуК
90
манит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.:
И.Л. Галинская, гл. ред., и др. – М.: ИНИОН, 2012. – (Сер.:
Теория и история культуры / Ред. совет: Скворцов Л.В., пред.,
и др.). – 2012. – № 4 (63) / Ред.-сост. вып. И.Л. Галинская. –
272 с.
Содержание издания определяют разнообразные материалы по
культурологии.
Contents of this issue cover various material on culturology.
ISSN 2073-5588
УДК 008
ББК 71.0
© ИНИОН РАН 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
П.С. ГУРЕВИЧ. Культура как феномен....................................... 7
ВИКТОР БЫЧКОВ. Концептуализм........................................... 9
Р.М. ПЕРЕЛЬШТЕЙН. Конфликт «внутреннего»
и «внешнего» человека в киноискусстве ............................... 14
Т.В. ЕВТЕЕВА. Понимание цивилизации и культуры
в интерпретации А.И. Герцена................................................ 39
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Российское общество и наука в XXI веке.
(Сводный реферат) .................................................................... 41
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Эстетические идеи Юрия Крижанича. (Обзор) ...................... 45
НАТАЛИЯ МОРЖЕНКОВА. Трагедия на фоне «мирового»
пейзажа. «Пейзажные пьесы» Гертруды Стайн .................... 55
АЛЕКСАНДР ДОЛИН. На перепутьях кармы......................... 65
Приметы воскрешения ауры. (Сводный реферат).................. 71
На взгляд Юрия Лотмана.......................................................... 78
А.Л. КОТЕНКО, О.В. МАРТЫНЮК, А.И. МИЛЛЕР.
«Малоросс»: Эволюция понятия до Первой мировой войны.. 80
ИРИНА НЕХОРОШКИНА. Ирония судьбы, или Пар легким
не бывает ...................................................................................... 86
МАРИЯ ЗАЛАМБАНИ. Институт брака в романе
«Анна Каренина»...................................................................... 89
3
Стр.3
Содержание
ДИНА ХАПАЕВА. Вампир – герой нашего времени ............... 93
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Т.Н. КРАСАВЧЕНКО. Особенности восприятия русской
культуры в Англии, (конец XIX – XX в.)............................... 98
Г.О. УСАТЕНКО. «Когнитивный поворот» как основа
для изучения истории литературы........................................ 115
С.Ш. ШАРИФОВА. Жанровая природа фантастической
литературы.............................................................................. 117
ДЖ. Д. НИЛ. Вордсворт, Мильтон и вопрос жанра................ 119
Т.М. НИКОЛАЕВА. О чем на самом деле написал
Марсель Пруст?...................................................................... 122
МИХАИЛ ГРОНАС. Наизусть: О мнемоническом
бытовании стиха..................................................................... 124
Л.А. СПИРИДОНОВА. М. Горький в жизни и творчестве ... 130
МИХАИЛ КРУТИКОВ. Шолом-Алейхем в довоенной
советской критике .................................................................. 135
ГЕННАДИЙ ЭСТРАЙХ. Советская карьера
Шолом-Алейхема ................................................................... 139
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫХ
ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ВИКТОР БЫЧКОВ. Философия в красках............................. 143
И.Л. ГАЛИНСКАЯ. Казимир Малевич и супрематизм......... 152
ОЛЬГА УТЕСОВА. «Крик» Эдварда Мунка .......................... 154
АЛЕКСАНДРА УРАКОВА. «Облаченная в целомудрие»:
Американская эротика 1840-х годов .................................... 156
Скромное обаяние плаката: Беседа
с Петром Домбровским........................................................... 164
4
Стр.4
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
РОДЖЕРС БРУБЕЙКЕР. Религия и национализм:
Четыре подхода ...................................................................... 167
СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
МАРГАРИТА АЛЬБЕДИЛЬ. Знак бесконечного
в конечном............................................................................... 169
П.С. ГУРЕВИЧ. Культура в ракурсе символов и знаков........ 177
Пространство и время в античном мифе............................... 179
Символизм в русской культуре XVII века ............................ 183
ДЖОН ХАРВИ. Люди в черном ............................................... 194
Символы живописи и эмблематики....................................... 204
РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
Д.Д. НИКОЛАЕВ. Вечные образы в драматургии
русского зарубежья ................................................................ 206
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
Д.Ю. РЕВЯКИН. «Музейон есть обитель всех родов
прекрасного». Н.К. Рерих как музейный деятель ..................... 208
В созвездии Терпсихоры......................................................... 214
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
ЛЕВ БЕРДНИКОВ. Блеск и нищета двора Петра Второго ... 216
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Л.В. СКВОРЦОВ. Информационный фактор в современном
массовом сознании: Культурологический подход .............. 224
О.В. ТИХОНОВ. Интернет как пространство конструирования
идентичности .......................................................................... 232
5
Стр.5