Виктор Бычков КОНЦЕПТУАЛИЗМ* Один из основателей концептуализма (англ. – Сопсерt Аrt) американец Джозеф Кошут в своей программной статье «Искусство после философии» (1969) назвал его «постфилософской деятельностью», выражая тем самым суть концептуализма как некоего культурного феномена, пришедшего на смену традиционному искусству и философии, «смерть» которых западная наука констатировала именно в 1960-е годы. <...> Среди основателей и главных представителей концептуализма называют прежде всего имена американцев Р. <...> Наумана, Она Кавары, членов английской группы «Искусство и язык» и др. <...> Первые манифестарно-теоретические статьи о концептуализме были написаны самими его создателями Солом ЛеВитом и Дж. <...> В их понимании концептуализм претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки – эстетику, искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт). <...> На первый план в концептуализме выдвигается концепт – замысел произведения, выраженный в виде формализованной идеи, его вербализованной концепции; документально зафиксированный проект. <...> Суть арт-деятельности усматривается концептуалистами не в выражении или изображении идеи (как в традицион*Бычков В. <...> 9 Виктор Бычков ных искусствах), а в самой «идее», в ее конкретной презентации, прежде всего в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фонозаписей. <...> Сам артефакт в виде картины, объекта, инсталляции, перформанса или любой иной акции является приложением к документальному описанию. <...> Главное в концептуализме – именно документальная фиксация концепта и процесса его материализации; его реализация (или варианты реализации) желательна, но не обязательна. <...> Акцент в визуальных искусствах таким образом переносится из чисто визуальной сферы в концептуальновизуальную, от перцепции <...>