УДК 159.9:316.35(075)
ББК 88.54я73
П95
И. А. Беляев, доктор философских наук, профессор Оренбургского
государственного университета;
Рецензенты:
П. Н. Виноградов, кандидат психологических наук, доцент Российского
государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
П95 Психология малых групп : учебное пособие /
Е. А. Пырьев. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 420 с.
Пырьев, Е. А.
ношений и поведения человека в малой группе – самой распространенной
форме объединений людей. В настоящем учебном пособии представлены в
системном виде достижения отечественной и зарубежной социальной психологии,
раскрывающие сложные вопросы процессов групповой динамики.
Прежде всего, это межличностные конфликты, их источники,
содержание и способы разрешения. Также представлены социально-психологические
теории, объясняющие с разных позиций социальное поведение
человека. Подробно рассмотрены вопросы психологии общения и межличностного
взаимодействия; представлена оценка положительных и отрицательных
сторон этого взаимодействия. Для практических занятий
представлен тренинг бесконфликтного общения.
Учебное пособие выполнено в первую очередь для студентов вуза, изу«
ISBN 978-5-4499-0219-1
Психология малых групп» раскрывает механизмы межличностных отчающих
социальную психологию и смежные с ней дисциплины – психологию
управления и конфликтологию, а также для всех студентов,
интересующихся межличностными отношениями в ученических и профессиональных
группах. Учебное пособие интересно психологам – практикам,
бизнес-тренерам, руководителям коммерческих и бюджетно-ориентированных
организаций, а также всем, кто хочет понять групповые процессы
и выстроить собственное грамотное социальное поведение.
УДК 159.9:316.35(075)
ББК 88.54я73
ISBN 978-5-4499-0219-1
© Пырьев Е. А., текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................................ 9
ГЛАВА 1. Феномен «малая группа», история и причины ее
возникновения ................................................................................................. 11
Особенности поведения человека в группе ............................................. 11
Малая группа как социально-психологическое явление ........................ 15
Предмет исследования психологии малых групп ................................... 17
История исследований в психологии малых групп ................................ 20
Численность малой группы ....................................................................... 28
Причины возникновения малых групп..................................................... 30
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................................... 34
ГЛАВА 2. Социально-психологическая характеристика малых групп .... 36
Часть 1. Коллектив как группа высшего уровня развития ..................... 38
Психологические признаки коллектива ............................................... 42
Социально-психологическая характеристика коллектива ................. 43
Команда как малая группа .................................................................... 45
Малая группа на примере бригады ...................................................... 47
Семья как малая группа ......................................................................... 48
Подростково-юношеские группы ......................................................... 50
Референтные группы ............................................................................. 52
Часть 2. Развитие малых групп ................................................................. 54
Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда ..................... 57
Часть 3. Социальная психология малых неформальных групп ............ 60
Социальная психология микрогрупп ................................................... 61
Неформальные молодежные группы ................................................... 62
Мотивы объединения молодежи в неформальные малые группы .... 64
Просоциально ориентированные неформальные группы .................. 65
Антисоциальные неформальные группы ............................................. 66
Асоциальные неформальные группы ................................................... 69
Групповая динамика геймеров ............................................................. 71
Группы байкеров .................................................................................... 75
Психология неформальных молодежных групп ................................. 77
3
Стр.3
Вопросы и задания для самоконтроля ...................................................... 85
ГЛАВА 3. Сплоченность группы. Социометрия ......................................... 87
Часть 1. Ценностно-ориентационное единство группы .......................... 89
Референтометрия .................................................................................... 91
Социально-психологический климат группы ...................................... 93
Исследование удовлетворенности межличностными
отношениями в группе ........................................................................... 97
Исследование стиля управления группой .......................................... 100
Часть 2. Социометрия как наука и метод исследования
межличностных отношений в группе ..................................................... 100
Организация эксперимента в социометрии ....................................... 103
Этическая сторона результатов социометрии ................................... 110
Дополнительный материал № 1. Рекомендации по организации
сплоченности группы социальными факторами .............................. 111
Дополнительный материал № 2. Негативные последствия
сплоченности ........................................................................................ 112
Дополнительный материал № 3. Привлекательность членов
группы ................................................................................................... 112
Дополнительный материал № 4. Краткая биография
основателя социометрии Я. Морено ................................................... 113
Дополнительный материал № 5. Теоретические положения
социометрии .......................................................................................... 115
Дополнительный материал № 6. Групповая психотерапия
и психодрама ......................................................................................... 117
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................... 118
ГЛАВА 4. Общение и взаимодействие в малой группе ........................... 121
Психологическая структура общения ................................................ 122
Часть 1. Перцептивный уровень взаимодействия в малой группе ..... 124
Самоподача, создающая ошибку восприятия .................................... 126
Самоподача как средство влияния на партнера.
Организация самоподачи ..................................................................... 128
Приемы превосходства ........................................................................ 129
Привлекательность и социальная перцепция .................................... 134
Приемы хорошего отношения ............................................................. 138
Объяснение механизма хорошего отношения ................................... 140
4
Стр.4
Способы преодоления фактора превосходства,
привлекательности и хорошего отношения ...................................... 141
Часть 2. Коммуникативная сторона общения ........................................ 141
Этика обращения к партнеру .............................................................. 145
Часть 3. Интерактивная сторона общения ............................................. 147
Психологическое и поведенческое содержание ролей..................... 151
Законы общения ................................................................................... 154
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................... 155
ГЛАВА 5. Взаимовлияние человека и группы .......................................... 158
Часть 1. Процессы групповой динамики, влияющие
на психику и поведение индивида .......................................................... 160
Социальная леность ............................................................................. 161
Социальная фасилитация .................................................................... 163
Деиндивидуализация ........................................................................... 165
Огруппление мышления ...................................................................... 168
Приобретенная беспомощность .......................................................... 170
Приобретенная беспомощность и культура ...................................... 172
Часть 2. Социально-психологические теории,
объясняющие поведение человека в малой группе............................... 175
Теория когнитивного диссонанса ....................................................... 177
Теория ценностного обмена ................................................................ 180
Теория следования правилам .............................................................. 185
Теория конформизма ........................................................................... 189
Конформизм и ожидаемое поведение ................................................ 193
Дополнительный материал № 1. Объяснение социального
поведения с позиции известных научных теорий ............................. 195
Дополнительный материал № 2.
Обзор социально-психологических теорий, объясняющих
причины выбора человеком группы................................................... 198
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................... 198
ГЛАВА 6. Роль, ролевое поведение и социальный статус ...................... 200
Часть 1. Социальный статус индивида в группе ................................... 201
Часть 2. Роль и ролевое поведение индивида в группе ........................ 206
Ролевое поведение в примитивной группе ........................................ 209
Роль и социальный статус в примитивной группе ........................... 209
5
Стр.5
Правила функционирования примитивной группы .......................... 213
Ролевая структура детского коллектива ............................................ 216
Дополнительный материал № 1. Поведение человека
в «закрытых» учреждениях ................................................................. 218
Дополнительный материал № 2. Ролевые игры
для практических занятий ................................................................... 226
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................... 228
ГЛАВА 7. Межличностные конфликты в малой группе .......................... 231
Виды межличностных конфликтов .................................................... 232
Причины межличностных конфликтов в малой группе ................... 233
Отрицательные и положительные стороны
межличностного конфликта ................................................................ 235
Часть 1. Характеристика основных причин межличностного
конфликта .................................................................................................. 236
Моббинг и буллинг как причина межличностного конфликта ...... 236
Объяснение моббинга и буллинга
в социально-психологических теориях .............................................. 239
Часть 2. Манипулирование как источник межличностного
конфликта .................................................................................................. 242
Манипулятивные способы влияния .................................................... 246
Часть 3. Способы разрешения межличностных конфликтов .............. 254
Конфликтность ролевой позиции ....................................................... 255
Разрешение межличностного конфликта в теории ролевой
трансакции ............................................................................................ 258
Разрешение межличностного конфликта
в теории А. Б. Добровича ..................................................................... 259
Метод амортизации как способ разрешения конфликтов ................ 260
Метод «настоять на своем» ................................................................. 264
Дополнительный материал № 1. Диагностика конфликтности
личности ................................................................................................ 268
Дополнительный материал № 2. Стратегии разрешения
конфликта в теории Томаса – Килменна ................................................ 271
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................... 272
ГЛАВА 8. Лидерство в малой группе ......................................................... 275
Часть 1. Необходимость лидерства для группы .................................... 276
Лидер и руководитель .......................................................................... 277
6
Стр.6
Временный характер лидерства .......................................................... 278
Лидерство и власть .............................................................................. 279
Управление группой ............................................................................ 280
Авторитетность лидера........................................................................ 282
Сила и слабость лидеров ..................................................................... 284
Лояльность членов группы ................................................................. 286
Закрепощение лидера .......................................................................... 287
Часть 2. Психологические теории лидерства ........................................ 287
Характерологический подход к лидерству ........................................ 288
Эмоциональный интеллект лидера..................................................... 289
Отрицательные качества лидеров....................................................... 291
Личность успешного лидера ............................................................... 291
Часть 3. Поведенческие теории лидерства............................................. 293
Стили неправильного управления людьми ....................................... 296
Часть 4. Ситуативные теории лидерства ................................................ 297
Нормативная модель лидерства .......................................................... 298
Теория путей и целей ........................................................................... 299
Суперлидерство (лидер для себя) ....................................................... 300
Гендерные различия в лидерском поведении ................................... 302
Лидерство в разновозрастных группах .............................................. 305
Дополнительный материал № 1. Правила поведения
в коллективе «грамотного» руководителя ............................................. 307
Дополнительный материал № 2. Диагностика лидерских качеств ...... 314
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................... 318
ГЛАВА 9. Экология групп и личности ....................................................... 321
Часть 1. Групповая территориальность .................................................. 322
Психология человека на большой территории ................................. 328
Обратная сторона малой территориальности .................................... 329
Часть 2. Территориальность личностная ............................................... 330
Личностное пространство ................................................................... 332
Отрицательные стороны вторжения в личностную
территориальность и пространство .................................................... 335
Межличностная аттракция и территориальность ............................. 337
7
Стр.7
Часть 3. Пространственное расположение членов группы .................. 339
Развитие внутригруппового взаимодействия .................................... 340
Стол руководителя ............................................................................... 341
Часть 4. Поведение человека в изолированных группах ...................... 342
Изолированные группы на подводной лодке .................................... 345
Экзотические условия на космических кораблях ............................. 346
Детские закрытые учреждения ........................................................... 348
Малые группы на необитаемых островах .......................................... 350
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................... 353
Тестовые задания итогового контроля ........................................................ 355
Заключение .................................................................................................... 369
Приложение 1. Тренинг бесконфликтного общения ................................ 371
Глоссарий ....................................................................................................... 400
Список использованной литературы ........................................................... 409
Стр.8