ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В АНТИЧНОМ МИФЕ* Логика чудесного в мифе как бы играет произвольно категориями: временем, пространством, количеством, качеством, причинностью. <...> Играя пространством и временем, чудесное по своему произволу сжимает, растягивает или вовсе их снимает, не выходя при этом из предметной вещности мира. <...> Пространство остается евклидовым, события протекают во времени, но сам чудесный акт или предмет в них не нуждается. <...> Бог может ускорить срок жизни, положенный герою судьбой-Мойрой, может по своему произволу удлинить его, Ослепленному Тиресию даруется взамен глаз долголетие. <...> Можно жить без возраста и в любом возрасте; можно возвращать былую юность; можно прожить вторую жизнь – воскреснуть после смерти: вернуться из Аида на землю и вновь воплотиться в прежнее тело. <...> Сизиф достиг этого хитростью, он обманул властителя преисподней – бога Аида. <...> Ему пришлось умереть вторично, как Лазарю; из Аида Тезея вернул на землю Геракл. <...> Зевс родился младенцем, рос не по дням, а по часам, но достигнув зрелости, перестал стареть. <...> Время для него остановилось: таков и Фидиев Зевс. <...> Младенец оказался смышленее Аполлона; он изобрел лиру и подарил ее богу искусств, научив его «божественной игре». <...> Но до полной зрелости в рамках олимпийского Пантеона он не развился, равно как и тарных инициатив, 2010. <...> Эрос, сын Афродиты, остается вечным ребенком-подростком, а Морской Старец – безразлично, будет ли его имя Протей, Нерей или Форкий, – вечный старик. <...> Взрослой родилась из головы Зевса Афина Паллада. <...> Возраст богов не подчинен времени, хотя сами боги большей частью зарождались, вынашивались, росли, мужали и даже иногда старели: например, Фемида – в трагедии Эсхила – стала старухой. <...> Это значит, что лично для богов время может остановиться в любой момент: сами они существуют вне времени, хотя события продолжают течь и самые действия богов и их функции не выходят из мира времени. <...> Бог может даже умереть, но только тогда, когда с него <...>