С.Ш. Шарифова ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ∗ С.Ш. Шарифова из Института литературы им. <...> Низами Национальной академии наук Азербайджана (Баку) отмечает, что литературная фантастика испытывает большое влияние мифологии и науки. <...> Как и мифология, фантастика смешивает действительность и сверхъестественное, отображает мир неправдоподобно. <...> Что касается науки, то автор реферируемой статьи считает, что основная функция научной фантастики в художественных произведениях – «показать, что будет представлять из себя то или иное явление, та или иная тенденция в своем перспективном развитии» (с. <...> Иначе говоря, эта функция литературной фантастики тесным образом связана с состоянием развития науки. <...> За последнее время получили большое распространение произведения в стиле «fantasy», которые обращаются только к подсознательному, к образам фантазии, т.е. к архетипам, тогда как научная фантастика обращается к разуму, к рациональному началу. <...> Термин «научная фантастика» был введен в оборот в 1926 г., когда появилось множество произведений о судьбе изобретений и ответственности ученого за его изобретение перед человечеством и своей совестью. <...> В качестве разновидности фантастического романа автор статьи выделяет такой жанр, как научнофантастический роман с элементами утопии либо антиутопии, ∗ Шарифова С.Ш. <...> Жанровая природа фантастической литературы // Славянские языки и культуры в современном мире. <...> Но бывает и соединение других жанров в одном романе. <...> Так, романы английского писателя Олдоса Хаксли (1894–1963) «Прекрасный новый мир» (1932) и «Остров» (1962) оказываются двойственными. <...> Первый из них является научной фантастикой и сатирической антиутопией, а второй объединяет буддизм с положительной утопией. <...> В романе «Прекрасный новый мир» высмеиваются дарвиновская теория и культ машины. <...> Роман «Остров» содержит также сатиру на нравы английского общества второй половины XIX в. <...> Утопию и антиутопию часто представляют <...>