СИМВОЛЫ ЖИВОПИСИ И ЭМБЛЕМАТИКИ Горностай* В XV в. в Италии становятся популярны картины, вдохновленные поэмой Петрарки «Триумфы» (1370). <...> Шесть частей этой поэмы, описывающие сон Петрарки, повествуют о победе любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. <...> На картине Франческо Песселино «Триумф Целомудрия» (1450) процессию Невинности, пленившей Амура (он, заключенный в оковы, сгорбившись, сидит на краю колесницы), возглавляют девы со знаменем, на котором изображен белоснежный горностай. <...> Знамя с горностаем есть и на картине Якопо дель Селлайо, написанной на аналогичный сюжет (ок. <...> В средневековом и ренессансном сознании горностай ассоциировался с чистотой и невинностью. <...> Это представление восходит еще к Античности и повторяется в средневековых бестиариях. <...> Петрарка прекрасно знал эти тексты, они же предопределяли символику средневековой геральдики: так называемый «горностаевый» цвет гербового щита указывал на чистоту помыслов владельца герба. <...> Отсюда – появление горностая на знамени, которое несут девы перед триумфальной процессией Невинности на картинах Песселино и Селлайо. <...> «Век мой, зверь мой…», или О символическом мышлении и антималистических кодах в связи с портретами XVI–XVII веков // Нестеров А.В. <...> 204 Символы живописи и эмблематики Но если на этих двух полотнах итальянских художников изображение горностая является своеобразным геральдическим значком и, существуя внутри аллегории, подразумевает вполне однозначное толкование, то на портрете королевы Елизаветы работы Сигара и леонардовской «Даме с горностаем» это образ многозначнее. <...> У Сигара горностай наделен двойственным смыслом: с одной стороны, он призван подчеркнуть целомудрие королевыдевственницы, а с другой – выступает как атрибут власти, указывающий на ее беспорочность. <...> Что касается портрета Чечилии Галлерани кисти Леонардо, то для его понимания важно <...>