Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №4 2012

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЮРИЯ КРИЖАНИЧА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГудимова
Страниц10
ID472420
АннотацияЮрий Крижанич (около 1617 – 1683) – хорватский богослов, философ, писатель, историк, этнограф, публицист и энциклопедист. Он в совершенстве владел латинским, немецким, итальянским, знал греческий и русский. Много путешествовал по Европе. Учился в Италии и Вене. Выступал за унию православной и католической церкви и за единство славянских народов. Прибыл в Москву в 1659 г. по приглашению царского посланника. В 1661 г. был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет.
Гудимова, С.А. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЮРИЯ КРИЖАНИЧА / С.А. Гудимова // Вестник культурологии .— 2012 .— №4 .— С. 45-54 .— URL: https://rucont.ru/efd/472420 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЮРИЯ КРИЖАНИЧА Обзор Юрий Крижанич (около 1617 – 1683) – хорватский богослов, философ, писатель, историк, этнограф, публицист и энциклопедист. <...> Выступал за унию православной и католической церкви и за единство славянских народов. <...> Прибыл в Москву в 1659 г. по приглашению царского посланника. <...> В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)», «Повествование о музыке» и др. <...> Идеолог панславизма, создатель единого языка для всех славян Юрий Крижанич видел главный оплот славян в России и мечтал создать на ее основе мощное единое государство славян с культурой, не уступающей ни в чем западноевропейской. <...> Основные эстетические суждения хорватского мыслителя, творившего в сибирской ссылке, были включены им в сочинение «Политика» и большей частью в раздел «О мудрости». <...> Уже этот чисто композиционный момент свидетельствует о том, что Крижанич придавал большое значение социальному аспекту эстетиче45 ского и стремился не забывать о нем в своей всеобъемлющей теории идеального государства славян. <...> Красота, по мнению Крижанича, выражение мудрости, именно поэтому он уделяет ей столь пристальное внимание. <...> Особенно значимой для него была красота человека, как природная, так и «искусственная», т.е. внешний облик, который люди придают себе сами. <...> «Красивое лицо – признак острого и хорошего ума, а грубое лицо – признак тупого ума. <...> Такая однообразная красота не свидетельствует, по мнению Крижанича, о большой мудрости этих народов. <...> Славяне занимают среднее положение среди других народов по красоте, а следовательно, и по мудрости, и по силе. <...> С точки зрения историка эстетики, важен, конечно, не очевидный субъективизм этих суждений, а стремление осмыслить внешнюю, природную красоту как выражение ума, мудрости <...>