Мария Заламбани ИНСТИТУТ БРАКА В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА»∗ Мария Заламбани – профессор Болонского университета (Италия). <...> «Анна Каренина» рассматривается в ее статье как социальный роман, в котором отобразились изменения в российском обществе второй половины XIX в. <...> Одна из статей «Свода законов гражданских» Российской империи гласила: «Запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов и попечителей». <...> Основная, исходная модель брака, представленная в романе Толстого, – это «договорной», патриархальный брак, устраиваемый двумя дворянскими семействами. <...> Главой патриархальной семьи безусловно является pater familias – отец семейства. <...> В романе представлены различные формы модели такого брака на примере трех супружеских пар: Долли и Облонского, Кити и Левина, Анны и Каренина. <...> Если Долли и Облонский буквально воплощают в жизнь договорную модель брака, то Кити и Левин представляют не что иное, как ее «идеальный» вариант, над которым точно так же властвуют патриархальные законы, определяющие образ жизни и мышления Левина, который Кити пассивно принимает. <...> Отношения Анны и Каренина представляют последнюю веху, переломный момент и безвозвратный уход от такой формы брака. <...> Он включает в себя правила сватовства, встречи жени∗ Заламбани М. <...> – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/112 89 Мария Заламбани ха и невесты, обручения, обряда бракосочетания, вручения приданого. <...> Для этих обрядов предусмотрены особые места, где устраиваются будущие брачные союзы, балы представляют собой настоящие «ярмарки невест», которым присущ очень сложный ритуал, опирающийся на самую настоящую «грамматику бала». <...> Каждому танцу соответствуют определенные виды светской беседы – недаром Кити ожидает, что ее любовные мечты воплотятся в жизнь в мазурке. <...> Подготовка свадьбы дочери ставит перед княгиней Щербацкой новые проблемы: «Французский обычай – родителям решать судьбу детей – был не принят, осуждался. <...> Английский обычай – совершенной <...>